Театральные сезоны начинаются с чистого листа / Тихоокеанская звезда | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Театральные сезоны начинаются с чистого листа / Тихоокеанская звезда

Директор Музыкального театра Владимир Кузнецов (вверху), главный режиссер Алексей Серов, сцена из спектакля "Подлинная история поручика Ржевского"Хабаровский краевой музыкальный театр начал свой 91-й сезон. Неделей раньше 70-м сезоном стартовал Хабаровский краевой театр драмы. Оба переживают перемены: у драмы появился новый художественный руководитель, в музыкальном – новые директор, главный режиссер и художественный руководитель.

Причем до этого театр драмы полтора года обходился без постоянного главного режиссера, больше года без него работал и музыкальный.

И вот ведь беда – этим летом музыкальный театр лишился и своего директора Владимира Загуменного. Произошло это после того, как в краевые прокуратуру и министерство культуры (по слухам, еще в несколько инстанций вплоть до министра культуры РФ Владимира Мединского) поступило коллективное письмо с жалобой на Владимира Загуменного. В письме говорилось, что театр под его руководством не развивается, а разваливается.

В августе сотрудники Управления МВД России по Хабаровскому краю провели проверку в двух театрах, параллельно прошла еще одна из минкультуры. Вслед за этим Владимир Загуменный уволился по собственному желанию и, говорят, уехал в Сочи.

Между тем, как сообщила врио начальника пресс-службы УМВД России по Хабаровскому краю Екатерина Перепел, проверка, которая началась в августе, ведется до сих пор, обвинений никому не предъявлено. Массив документов очень большой, т. к. проверяется документация двух театров того периода, когда они были единым учреждением. Хотя, сейчас музыкальный театр и театр драмы – вновь два самостоятельных учреждения.

Драматический момент

Новый театральный сезон в краевом театре драмы открылся «Женитьбой Фигаро». Это премьера, которую нынешней весной поставил приглашенный режиссер Роберт Манукян.

После премьеры из приглашенного он стал постоянным, приняв предложение занять место главного режиссера в краевом музыкальном театре. Правда, в этом качестве Роберт пробыл недолго и после отпуска вышел на работу в театр драмы художественным руководителем.

– Мне нравится театр драмы, я хорошо знаком с его директором Алексеем Туркаловым, поэтому, когда поступило предложение от краевого министерства культуры, я согласился, – объясняет свой выбор Роберт Манукян. – Что касается репертуара, то он меня на данный момент вполне устраивает. Сейчас нам не нужны эксперименты. Я ставил много авангардных спектаклей, но надо знать, где это делать. В подвальном театре это уместно, а в театре с традициями – нет.

На начало сезона у театра еще две премьеры – «Семейный портрет на фоне денежных знаков» и «Недоросль». А в начале ноября новый худрук приступает к репетициям «Ревизора».

Роберт Манукян закончил Тбилисский институт театра и кино, режиссерский факультет и режиссерскую магистратуру Центра им. Мейерхольда и Школы-студии при МХАТ (рук. В.В. Фокин), был главным режиссером Театра киноактера. Поставил около 40 спектаклей, снял мини-сериал, также работал в качестве актера в фильмах и сериалах.

– Мне нравится кино, но все-таки больше я люблю театр, где можно фантазировать, экспериментировать, – говорит Роберт Манукян. – Театр – живой и творческий организм, а задача режиссера, на мой взгляд, создавать спектакли, которые радуют зрителя.

Зрительское сообщество ожидает, что новый худрук сделает наш театр драмы еще интереснее. По его словам, он приехал к нам всерьез, а надолго ли, зависит от многих условий.

Поперек Кальмана не пойдем

Новый директор краевого музыкального театра – Владимир Кузнецов в прошлом – офицер Военно-морского флота. После увольнения в запас более шести лет руководил Домом офицеров Тихоокеанского флота во Владивостоке. Затем в Санкт-Петербурге два года работал над созданием проекта Центрального офицерского клуба Военно-морского флота.

Получив приглашение возглавить Хабаровский краевой музыкальный театр, согласился. Для него Хабаровск – почти родной город, ведь Владимир Владимирович прожил много лет на Дальнем Востоке.

– Я начинаю с чистого листа, – говорит он. – Конечно, проблем у театра много. Чувствуется, что здесь долгий период не было главного режиссера, ощущаются финансовые сложности. Но трудности не пугают ни меня, ни нового главного режиссера Алексея Серова, мы же мужчины, мы справимся.

Работу в музыкальном театре новый директор и новый главный режиссер начали практически одновременно. Более того, именно Владимир Кузнецов и пригласил Алексея Серова в Хабаровск.

– У Алексея Эдуардовича были две успешные постановки в музыкальном театре, поэтому я его и пригласил, – объясняет Владимир Кузнецов. – Он прилетел 6 октября и сразу же включился в работу.

Алексей Серов окончил музыкальную школу и музыкальное училище им. Мусоргского по классу фортепиано, учился на факультете оперной режиссуры в Ленинградской консерватории и в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на факультете режиссуры драматического театра. Был главным режиссером новосибирского театра «Красный факел», Театра юного зрителя в Волгограде, основал и возглавил Молодежный театр в Волгограде. Поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда и других городов. Неоднократно принимал участие в театральных фестивалях как в России, так и за рубежом.

В Хабаровске он поставил три спектакля – два в музыкальном театре («Подлинная история поручика Ржевского» и «Севастопольский вальс») и один – в театре драмы («Беда от нежного сердца»). Все они получились яркими и интересными, о них говорили, в них впервые показали себя молодые актеры, только что начавшие свою карьеру.

– У меня остались хорошие воспоминания о работе с труппой и о Хабаровске в целом, – говорит Алексей Эдуардович. – Когда-то я ушел из консерватории в театральный институт, потом думал вернуться в музыкальный театр, но все не складывалось. И вот, видно, время пришло. Думаю, вокалистам и музыкантам со мной проще работать: я говорю с ними на одном языке и никогда не пойду поперек Кальмана.

Не собирается идти «поперек Кальмана» и новый директор.

Учить петь и танцевать профессионалов я не собираюсь, – говорит Владимир Владимирович. – Моя задача – создать нормальные условия для работы, без нервотрепки и потрясений. Театры должны «взрываться» новыми яркими постановками, а не скандалами. Мы будем обновлять репертуар, но «Сильва» все равно останется. Именно этой опереттой мы открыли наш 91-й сезон. Музыкальный театр – это бренд Хабаровска, Хабаровского края, его гордость и украшение. Но совсем неплохо расширить его возможности, привлечь нового зрителя. Для этого в театре будут работать еще две сцены, два новых пространства для реализации интересных идей.

– В ноябре мы открываем новую экспериментальную сцену комической опереттой Оффенбаха «Ключ на мостовой или муж за дверью», – говорит Алексей Серов. – Зритель мы посадим не в зале, как обычно, а на сцене, на станках. Оркестр выйдет из ямы, и действие будет происходить между оркестром и амфитеатром, где располагаются зрители. Это пространство, где мы позволим себе сочинять, шалить, придумывать.

Еще одна сцена – музыкальная гостиная – откроется в фойе третьего этажа. Здесь планируется проводить концерты артистов в разных жанрах – от джаза до классики. Это возможность для каждого вокалиста, музыканта показать себя, сыграть то, о чем мечталось, попробовать себя в ином качестве.

Хабаровск – город театральный

– Скандал, который случился летом в музыкальном театре, надуманный, – говорит заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Федосов. – Письмо написали не артисты, а люди, занимающиеся прокатной деятельностью.

У нас несколько раз были ситуации, когда прокатчики привозили не те коллективы или не тех артистов, которые были заявлены в афишах, могли отменить концерт. Все это недопустимо, поэтому сейчас мы будем выстраивать порядок проведения гастролей на территории Хабаровского края.

Что касается двух хабаровских театров, то, наверное, что происходило там – результат отсутствия постоянной системной работы. Театр – огромный живой механизм, для того, чтобы он жил, нужно его любить, понимать и бережно к нему относиться. Руководителям, которые стояли у руля в последние годы, это, к большому сожалению, не удалось.

Не совсем удачной получилась попытка объединить театры. Хотя такие прецеденты есть. Музыкально-драматические театры успешно работают в Магадане, Абакане, Белгороде, Симферополе. Творчески работают наши краевые театры юного зрителя и кукол. Но с музыкальным и драматическим такого не получилось, каждый хорош индивидуально – со своими традициями, репертуаром, труппой. Но это тоже опыт, и теперь мы точно понимаем, что этого делать ну просто нельзя.

Впереди у нас – новые спектакли, новые постановки. Обязательно вновь приедут к нам со своими проектами Валерий Гергиев и Юрий Башмет, планируем фестивали Дениса Мацуева, Дмитрия Когана, Владимира Спивакова.

Хабаровск – самый театральный город на Дальнем Востоке, и, несмотря на все трудности, культурная жизнь здесь продолжается.

Тихоокеанская звезда