Интервью с главным режиссером Музыкального театра Алексеем Серовым / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Интервью с главным режиссером Музыкального театра Алексеем Серовым / Приамурские ведомости

В Хабаровском краевом музыкальном театре открылся новый, 91-й сезон. А незадолго до этого здесь наконец-то появился главный режиссёр. Им стал уроженец Санкт-Петербурга Алексей Серов — не чужой для старейшего  театра в России человек. Ведь  в сезоне-2013/14 Алексей Эдуардович уже успел довольно плодотворно поработать в Хабаровске. Тогда на сцене музыкального театра он поставил  «Севастопольский вальс» и «Подлинную историю поручика Ржевского», а в драме —  спектакль «Беда от нежного сердца».

И вот Алексей Серов  вновь в Дальневосточной столице, но уже в новой роли. У режиссера  много планов. Трудностей он не боится и готов, что называется, засучить рукава и плодотворно поработать.

— Конечно, это предложение принял не сразу, — сказал в беседе с корреспондентом газеты «Приамурские ведомости» Алексей Серов. —  Долго думал, но всё-таки решил попробовать. У меня было довольно интересное творческое общение с музыкальным театром. Потом оно оборвалось, но теперь восстановилось, чему я очень рад. Потенциально это очень сильный театр. И моя задача — использовать этот сильный потенциал всех работников.

В Хабаровском краевом музыкальном театре открылся новый, 91-й сезон. А незадолго до этого здесь наконец-то появился главный режиссёр. Им стал уроженец Санкт-Петербурга Алексей Серов — не чужой для старейшего  театра в России человек. Ведь  в сезоне-2013/14 Алексей Эдуардович уже успел довольно плодотворно поработать в Хабаровске. Тогда на сцене музыкального театра он поставил  «Севастопольский вальс» и «Подлинную историю поручика Ржевского», а в драме —  спектакль «Беда от нежного сердца».

И вот Алексей Серов  вновь в Дальневосточной столице, но уже в новой роли. У режиссера  много планов. Трудностей он не боится и готов, что называется, засучить рукава и плодотворно поработать.

— Конечно, это предложение принял не сразу, — сказал в беседе с корреспондентом газеты «Приамурские ведомости» Алексей Серов. —  Долго думал, но всё-таки решил попробовать. У меня было довольно интересное творческое общение с музыкальным театром. Потом оно оборвалось, но теперь восстановилось, чему я очень рад. Потенциально это очень сильный театр. И моя задача — использовать этот сильный потенциал всех работников.

— Наверняка, вы приехали не с пустыми руками, а с конкретными идеями?

— Естественно, у каждого режиссёра всегда есть так называемый портфель, где лежат задумки. Приоткрывая занавес, замечу, что до нового года  внутри театра открываются еще две площадки. Одну из них мы назвали экспериментальной сценой. И уже 15 ноября планируем здесь  первую премьеру в сезоне. Это будет чудесная комическая опера Жака Оффенбаха  «Муж за дверью,  или Ключ к мостовой». Для чего нам такая площадка? Понимаете, краевой театр тянет, если можно так выразиться, в имперскую стать. А  экспериментальная сцена позволяет нам быть абсолютно независимыми: здесь сможем готовить такие проекты, которые на большую сцену выставить бы едва ли решились. А в декабре начнёт работать театральная гостиная, где сможет сполна воплотиться замечательный вокальный потенциал наших артистов. Театр большой, здесь много интересных мест, которые откроются для зрителей с новой стороны. Надеюсь, что публика эти наши начинания воспримет с радостью. Вот над этими новыми формами, которые для меня очень важны, сейчас и работаем. Конечно, будут премьеры (причем разноплановые) и на большой сцене. Знаете, я вообще всеяден: и мюзикл хочу поставить, и оперетту, и оперу. А еще у нас 2 декабря состоится концерт по случаю 90-летия театра. Убежден, что на этом празднике театр, сохраняя свои лучшие традиции, предстанет каким-то новым. Я считаю так: если мы с каждым новым днём не идём хотя бы чуть-чуть вперед, значит стоим на месте. В общем, нам есть к чему стремиться.

— Алексей Эдуардович, знаю, что вы родились в семье музыкантов. Наверняка, любовь к музыке у вас с детства?

— Разумеется.  Мой папа — заслуженный деятель искусств и народный артист РСФСР Эдуард Афанасьевич Серов был выдающимся русским дирижёром, замечательным педагогом. Недавно он, к сожалению, ушёл из жизни. Мама — профессор Санкт-Петербургской консерватории. Мой брат — музыкант, дирижёр и пианист. Вот и я с детских лет был уверен, что стану музыкантом. Но так получилось, что из пианистов ушёл в оперную режиссуру, потом переключился на драму. Тем не менее  по-прежнему люблю музыку, оркестр. Всё это подспорье в моей работе в музыкальном театре. И опыт в драматических театрах тоже считаю большим плюсом. Кстати, я поставил уже около девяносто спектаклей в Москве, Питере, Новосибирске, Уфе, Томске, Волгограде, Хабаровске… Не думаю, что много ли российских режиссеров моего поколения столько успели сделать.

— Проанализировав ваш творческий путь, заметил, что вы нередко брались за создание новых театров и затем успешно в них работали…

— Уважаемый Олег Николаевич Ефремов как-то назвал себя строителем театра. Готов повторить эти слова. Я так устроен, что каждый день должен что-то создавать, строить, образно говоря, возделывать свой сад. Театр ведь многогранен. И по своей сути театры не делятся на большие и малые, академические и неакадемические… Они делятся на живые и мёртвые. В живом работать гораздо интереснее. И зрители туда охотно ходят. Но живой театр надо возделывать каждый день, выращивать его. Свою карьеру  начал в Новосибирске, став главным режиссёром театра «Красный факел» (мне тогда всего 27 лет было). Потом судьба забросила в Волгоград. Вначале руководил ТЮЗом. А затем открыл, что называется, своё дело: стоял у истоков молодежного театра, затем основал  драматический театр. В общей сложности, поработал в Волгограде более десяти лет. Но моим домом был и остается Санкт-Петербург. Сейчас вот все творческие мысли связаны с Хабаровском.

— Слышал, что ваша жена Наталья Якупова — тоже театральный человек…

—  Наташа драматическая актриса. Она работала со мной во многихтеатрах. Супруга подарила мне  трех замечательных дочерей (самая младшая из них родилась всего три месяца назад). Старшая дочь Маша с детских лет пропадала в театре. Еще школьницей подрабатывала билетёршей, продавала программки. Но всё же больше она тяготела к иностранным языкам. Сейчас Мария (ей 21 год) учится в университете в Страсбурге, изучает англо-французскую филологию. Дочь литературно очень одарена и уже  переводит пьесы на русский язык. Уверен, что буду с ней активно сотрудничать.

— И последний вопрос. Алексей Эдуардович, вы уже познакомились с культурной жизнью Хабаровска?

— А как же! У меня сложились хорошие отношения с вашим театром драмы ещё с тех пор, когда я ставил здесь спектакль «Беда от нежного сердца». Был на премьере   нового сезона и в драматическом театре, и в ТЮЗе.  Мне интересна театральная и музыкальная жизнь Хабаровска. С большим удовольствием общаюсь с коллегами,  и всякий хороший опыт буду перенимать.

Беседовал

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?