Хабаровский режиссер-постановщик театра Вадим Паршуков приоткрывает тайны волшебства / МК.RU | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Хабаровский режиссер-постановщик театра Вадим Паршуков приоткрывает тайны волшебства / МК.RU

Превращать любой спектакль в праздник

Хабаровский режиссер-постановщик театра Вадим Паршуков приоткрывает тайны волшебства

Чтобы вдохнуть в известные сказки вторую жизнь, нужен особый талант. У режиссера-постановщика Хабаровского музыкального театра Вадима Паршукова такой талант есть. Режиссер устраивает такое театральное пиршество, что навсегда привязывает детей к театру, а вместе с ним и взрослых «чад».

Превращать любой спектакль в праздник

— Вадим Владимирович, как так случилось – репетировали сказку «Кот в сапогах» дома, а премьеру сыграли в гостях, на Камчатке, во время гастролей?

— Все очень просто. Это была последняя постановка, которая завершила театральный сезон. Естественно, новую сказку включили в гастрольный репертуар. Поэтому декорации отправили на Камчатку заранее, прежде чем могла состояться премьера в Хабаровске. Ничего страшного, гастроли от такого события только выиграли. Первый спектакль прошел при абсолютном аншлаге, с восторгом и просьбой о дополнительных спектаклях. Вместо пяти показали девять спектаклей, и каждый на «Ура!».

— Расскажите об авторах, постановочной и актерской команде.

— Представьте только – двести пятьдесят лет из поколения в поколение передается эта вечная и мудрая сказка Шарля Перро. Для музыкального театра по ее мотивам либретто и стихи написала Татьяна Якимчук, незаменимый мой помощник и на репетициях. С моим другом дальневосточным композитором Дмитрием Голландом нас связывает многолетняя творческая жизнь. И для этой сказки Дмитрий написал, как всегда, чудесную музыку.

Дуэтом «колдовали» над хореографией главный балетмейстер Ольга Козорез и ее ученица Ольга Павленко. С талантливыми художниками Светланой Литвищенко и Натальей Сыздыковой мы успешно сделали уже не один спектакль. Хормейстер Виктория Дегтярева грамотно аранжировала вокальные номера.

В моей актерской команде играли в основном молодые артисты. Андрей Ярмошевич раскрылся как характерный и фарсовый артист, выразительна и пластична игра Никиты Воробьева. Юлия Горенская – очень интересная девочка с хорошим нутром. Прекрасно играют своих героев уже не начинающие, а многие умеющие: Леонид Храмых, Олег Исаков, Сергей Суворов. Играют на том балансе юмора и упоения, который делает эту историю изысканной и мудрой.

— В вашем режиссерском багаже более тридцати сказок. А за что вы сами любите этот жанр?

— Для меня сказка – это способ сценической жизни, который дает надежду маленькому вырасти и остаться Человеком. Все сказки содержат в себе самое главное – они дают возможность долго не расставаться с прекрасной порой человечества – детством. А взрослому – сохранить детскую непосредственность. Поэтому каждый мой шестой спектакль – это сказка. С любовью рассказанная, она имеет способность отрывать ребят от компьютеров и переносить в живой мир театра с любимыми героями и непреходящими ценностями.

— Ряд ваших спектаклей отмечен счастливой сценической судьбой. Их по праву называют долгожителями. Много лет талисманом для театра был мюзикл «Моя жена – лгунья». Много лет смотрели и сегодня не отпускают «Хануму» и «Седину в бороду…». В чем секрет?

— Конечно, это здорово, когда спектакли идут по 15-20 лет. Почему? Об этом надо спрашивать у зрителей. Одно знаю – смотрели эти спектакли по многу раз. Значит, есть в них что-то такое, что цепляет за живое. А если спектакль живой, если он сделан хорошо, то с каждым разом он будет набирать высоту и держать интерес зрителей, как в первый раз.

— У вас репутация мастера еще и устраивать праздники для творческих людей. Бенефисы, капустники, концерты, встречи. Я ничего не преувеличиваю?

— Если вы беретесь за такие театральные представления, надо уяснить следующие основополагающие принципы: чувствовать и понимать человека, о котором я рассказываю, знать историю края, фактов, событий и умение сложить все это в сценарий, либретто, пьесу. Если вы забыли о драматургии и с юмором, легко, шутя, не рассказали внятную, интересную театральную истории или судьбу, у вас ничего не получится.

— В свое время, при поддержке фонда культуры, ваши авторские, театральные проекты вызывали огромный зрительский ажиотаж. А что сегодня?

— Такие проекты требуют колоссальных усилий и отдачи. Еще несколько лет назад была огромная потребность в поэтическом театре. Потребность в Цветаевой, Бродском, Маяковском, Бунине, Вертинском. Это были мои незабываемые встречи с гениями. С величайшими поэтами мира. Что ни имя, то отдельная планета. Моим соавтором, музой, героиней и исполнительницей стихов и музыки стала замечательная драматическая и поющая артистка Татьяна Якимчук. Львиная доля успеха принадлежит ей.

Сегодня, слава богу, потихоньку возвращается потребность к поэзии. Без поэтического слова, без русского языка, без настоящей музыки мы потеряем себя как нация. У людей во все времена есть нужда в сострадании, в открытости и искренности чувств, в милосердии, в высоком искусстве. Недавно на канале «Культура» Паваротти пел с лучшими звездами мира. Я испытал огромное волнение, до слез. Именно такие встречи помогают нам жить и очищают наши души.

— На вас оказывает влияние то, что происходит в мире сегодня?

— Я абсолютно нахожусь внутри жизни, это часть моей профессии, реагирую на все, может быть, даже слишком эмоционально. Считаю, что любой человек, а тем более занимающийся творчеством, должен понимать и чувствовать, что происходит вокруг.

— Как вы относитесь к театральным юбилеям?

— Мне нравится превращать такие события в праздник, и делаю я это с удовольствием. Но не люблю отмечать свои. Что касается юбилейных дат, есть один простой рецепт – надо всегда находиться в юбилейном настроении, быть живым театром, чувствовать и понимать своего зрителя. Тогда особо беспокоиться и не надо.

Если говорить о музыкальном театре, то он мне не чужой по многим причинам – сделано вместе немало. Были и бенефисы, и юбилеи. Главное, чтобы у зрителей возникала радость от встречи с театром.

Тамара Бабурова