Студенты «Школы музыкальных критиков» посетили спектакли Музтеатра! | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Студенты «Школы музыкальных критиков» посетили спектакли Музтеатра!


В феврале этого года в Хабаровске стартовал бесплатный обучающий проект для творческой молодежи «Школа музыкальных критиков». Его студенты в рамках обучения посещают культурные события города, в том числе – спектакли Хабаровского музыкального театра.

Вашему вниманию — рецензия на балет «Ленинградская симфония» одного из участников образовательного проекта — Юрия Тумпеля:
«Всё что отнимает жизнь, возвращает музыка»:
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича и воспоминания о том, чего никогда не знал.
Я выхожу из подъезда и сажусь в такси. День – хуже некуда! Мои планы рухнули, словно карточный домик.Вечер с любимой и полноценный отдых заменилизабег по магазинам и домашние хлопоты. А впереди – балет… Для меня одного! И вот как тут что-то планировать?!
Раздраженный, я вышел из такси на площади у нашего музыкального театра. Припаркованные автомобили, ледовые скульптуры; группа галдящих школьников возле входа в театри люди, бегущие к нему отовсюду. Движение не прекращается ни на секунду…
Вошел в театр. Первое, с чем сталкивается зритель — очередь в гардероб. Она медленно движется, словно змея, выслеживающая свою жертву. Я становлюсь в «хвосте». Периодически на её «теле» появляются «наросты» в виде людей, встающих где-то в середине, а то и в начале очереди. Через долгие десять минут, показавшихся мне вечностью, моя верхняя одежда заняла законное место на вешалке,а я двинулся в сторону концертного зала.
Протягиваю капельдинеру (это служащий театра, проверяющий билеты на входе) свой билет.Он отрывает от него контрольный корешок и с улыбкой отдает его обратно. На билете написано: балет «Ленинградская симфония», 20 февраля 2022 года, 18:00…
Вхожу в зал. Балет на музыку Дмитрия Шостаковича собрал аншлаг — в зале яблоку негде упасть. Пробираюсь по узким рядам к своему месту, время от времени сталкиваясь с людьми. Проходя мимо оркестровой ямы, смотрю на музыкантов: кто-то настраивает инструменты, кто-то разговаривает, а кто-то и вовсе только что пришел и греет озябшие пальцы.
Нулевой ряд, седьмое место. Прямо передо мной — оркестровая яма, и сцена – как на ладони. Приобретаю либретто (краткое описание сюжета постановки). Впереди — два акта,десять новелл, составленных на основе Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Раздражение понемногу уходит…
Эту симфонию Шостакович начал писать летом 1941 года, в самомначале Великой отечественной войны. Она посвящена блокадному Ленинграду и его жителям.Эта музыка – напоминание всему миру о стойкости, непоколебимости и непокорности русского духа, о силе и самоотверженности наших солдат и о способности верить в лучшее.
В зале гаснет свет. Театральный занавес открывает для зрителей сцену, оркестр начинает играть, балет начался…
Сложно сказать, сколько прошло минут, прежде чем я осознал, что первый акт — а за ним и второй — закончены. Я оказался вне времени, вне концертного зала.Единственное, что имело значение, это музыка и происходящее на сцене. Каждый звук оркестра и каждое движение артистов балетавызывали вибрации струн моей души. Я почувствовал, что такое война, голод, холод,скорбь о погибших, чувство страха и безысходности. Но не только это! Меня переполняли отвага, желание сражаться и жить, защищать то, что дорого сердцу. Контраст эмоций, переживаний и чувств словно холодный душ снял раздражение, наполнил меня энергией и стремлением действовать. Благодаря музыке гениального композитора-философа я будто вспомнил то, чего никогда не знал.
Особое впечатление на меня произвели необычные решения режиссера-постановщика. Живые немецкие овчарки, набрасывающиеся на русского солдата – олицетворение агрессии и безжалостности «чёрных нелюдей» по отношению к русскому народу. В противовес этому, в финале, режиссер показывает зрителю силу нашего народа: оркестр выходит на сцену, и события 9 августа 1942 года, оживают: все мы оказываемся в зале Ленинградской филармонии и становимся свидетелями беспрецедентного культурного явления… Перед нами разворачивается та самая, главная премьера, уничтожившая моральное превосходство немецкой армии над жителями блокадного Ленинграда.
Возвращаюсь домой. Медленно иду по улицам, смотрю на огни вечернего города. В голове мучительно пульсирует вопрос: как же так получается, что музыка возвращает нам то, что забрала у нас жизнь? Как люди, не знающие, что такое война, начинают чувствовать, а главное, понимать — каково это, терять близких, голодать, замерзать в холодном, отрезанном от мира городе? Ответов на этот вопрос можно не найти или, наоборот, дать великое множество: одни скажут, что содержание музыки определяет ее автор, другие – что музыку наполняет время, в которое её создавали, третьи отведут главную роль событиям, происходящим вокруг. По моему мнению, однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый ответ по-своему верен –как по отдельности, так и в содружестве с другими. Но одно остается неизменным: всё, что отняла у нас жизнь, возвращает музыка. И блокадная «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича – ярчайшее тому подтверждение».

Сцена
Закулисье
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?