Женитьба как повод встать с дивана. ТОЗ | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Женитьба как повод встать с дивана. ТОЗ

Был в свое время такой популярный рыночный (в том смысле, что размещался на городских рынках) аттракцион: мотоциклист разгонялся в дощатом «стакане» и взмывал по его стенкам до самого верха. И был на высоте, пока держал бешеную скорость. Призрачной была эта высота, потому что, сбавляя темп, гонщик возвращался в никуда, на дно своей деревянной бочки. Такой вот бег по кругу…
В минувший уикэнд подобный аттракцион возвели на сцене Хабаровского краевого музыкального театра — здесь в рамках программы «Театральная олимпиада — 2019 в Дальневосточном федеральном округе» Александринский театр (Санкт-Петербург) давал спектакль народного артиста России, лауреата Государственных премий Валерия Фокина по гоголевской комедии «Женитьба» (постановка — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»).
В дощатом «стакане», стены которого обклеены рваными афишами гоголевского же «Ревизора», мечется, нарезая круги на коньках (!) Агафья Тихоновна (Юлия Марченко). К ней, сообразно сюжету, присоединяются женихи, и это нелепое, на первый взгляд, коловращение на неустойчивых лезвиях постепенно перестает быть смешным.
«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай!» — терзается невеста. Но зритель ловит себя не столько на традиционном желании рассмеяться, сколько на сочувствии к непростой ситуации выбора вообще и ответственности за него. Вряд ли что другое сегодня нам так близко и мучительно…
Сколько бы не было советчиков — а в них, в этих «свахах» и чертовски (практически буквально!) привлекательных «друзьях» недостатка нет, каждый все равно выбирает в одиночку.
Герои «Женитьбы» в фокинской интерпретации одиноки безмерно: и скорчившийся на своем неряшливом диване Подколесин (народный артист России Игорь Волков), и его сонный, вечно пьяный слуга Степан (Николай Белин), и дьявольский искуситель Кочкарев (Иван Ефремов), и нарезающая круги неудавшаяся невеста.
В монологе жениха-моряка Жевакина (Валентин Захаров) — «вот уж, никак, в семнадцатый раз случается со мною, и все почти одинаковым образом: кажется, эдак сначала все хорошо, а как дойдет дело до развязки — смотришь, и откажут» — это одиночество вырастает до масштабов высокой трагедии.
Сиганувший в окно Подколесин завершает свое движение по кругу возвращением на диван, так и не решившись на перемены. Ох уж, этот диван! Через годы вот так же, не сделав ответственного выбора, на диване свернется калачиком гончаровский Обломов. Впрочем, это уже совсем другая история.
Хотя какая же другая? Наша с вами.
Марина СЕМЧЕНКО.
Фото автора.

 

Источник: https://toz.su/newspaper/kultura/zhenitba_kak_povod_vstat_s_divana/


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?