Лебеди, мышки и волшебство. Юрий Вязанкин. 25.12.2019 | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Лебеди, мышки и волшебство. Юрий Вязанкин. 25.12.2019

В Хабаровском Музыкальном театре – премьера мюзикла для детей.

Быть сказочником — непросто. Врут все, а сказочники врут волшебно. Если обыкновенные люди врут ради корысти, просто врут – природа такая лживая, обезьянья, то создатели сказок тоже врут, конечно, но врут как-то совершенно по-детски, искренне, а без искренности разве может быть сказка? Только не стоит путать сказочников с политиками и синоптиками. Они тоже порой вроде сказочников, только у них вранье не волшебное, обыкновенное, да еще и хроническое. Посмотрите, как у политиков от тотальной лжи лица перекашивает не по-хорошему, то все морщинами покроется, словно шарик лопнутый, то наоборот раздует, аж глаза их орбит вываливаются, то рот так скривится, что еще пара лживых слов и окажется на затылке.

Без чего, а без сказок жить невозможно. Уж где-то должно же добро побеждать зло. В обычной жизни настолько редко бывает, что потерять веру в человечество — плевое дело. Может оттого все самые лучшие сказки необычно кровавые и немного грустные. Сочинить хорошую сказку не просто, а уж поставить в театре сказочный спектакль в наше гаджетовое время, совсем непросто. А вот в Музыкальном театре все сложилось. Может быть взрослым и скучновато было, так на то они и взрослые, чтобы скучать на детском празднике. А вот дети в зале не шумели – не галдели, значит, им было интересно, значит, это красочное и музыкальное действо увлекло их.

Спектакль «Тайна двенадцати лебедей», представленный в самом музыкальном дальневосточном театре, сочинил и поставил по мотивам истории Ганса Христиана Андерсена Сергей Суворов, а музыку сочинил хабаровский композитор Дмитрий Голланд.

Снип-снап-снурре!

Сказка началась потихоньку, почти незаметно, а точнее прибывшие дети и взрослые фоткались около новогодних елочек. Не зря же готовили маскарадные костюмы. Конечно же, больше всего было по традиции снежинок. Их разбавляли мышки – маленькие и чуть побольше, совсем худенькие и с отменным аппетитом. Эти снежинки, мышки и прочие сказочные персонажи играли в подвижные игры и рисовали. Прыгать через канат, который раскручивали дяденька и тетенька в новогодних костюмах, дети сначала боялись. Пришлось пример показать одной хабаровской бабушке. Попрыгала-попрыгала, щечки раскраснелись, и вдруг показалось, что это не бабушка, а маленькая девочка, уж такая казалась пусть немного сконфуженной, но счастливой. Это же новогодняя программа, а значит и чудеса возможны.

Дети водили хороводы, елочка зажглась, потешки были потешные, игры были веселые. А еще среди тех, кто рулил детским весельем, помимо скоморохов, Деда Мороза и Снегурочки, была многодетная мышь с большим педагогическим опытом. Не подмажешь – не поедешь, не подсластишь – какой тебе Новый год, так одно занудство. Когда-то в советские времен порой зайчики передавали деткам новогодние конфетные подарки, а здесь – брендированные подарочки от Музыкального театра. И правильно, зритель – то порой как лютый зверь, его нужно с детства прикармливать. И не только взрослых в театральных буфетах, которые, кстати. Работали и после спектакля, но и маленьких.

Напрыгались юные хабаровчане, набегались, нахороводились, а значит пришло время и для волшебной сказки. Много волшебства для детей на Новый год, как масла в каше, не бывает.

Пурре-базелюрре!

Во-первых, принцесса (актриса Александра Бичурова) была красавица, хорошо пела и даже танцевала. Во вторых принцев было много, они были разные, а один даже маленький-маленький. Но все как на подбор красавцы, так что юным зрителям влюбляться было в кого. А для чего еще ходить в театр, если не влюбляться? Любви все возрасты покорны, и маленькие сердечки порой более страстно и горячо любят, чем взрослые.

Конечно, молодость и красота — дело нужное и для глаз приятное, но все-таки самый яркие сцены — с участием старого короля. У Игоря Желтоухова, Народного артиста Российской Федерации, исполнившего роль короля, есть удивительный дар. И это настоящее волшебство. Только шаг он делает на сцену, и словно оживают декорации, а артисты – талантливее. Сам воздух преобразуется, становится гуще, пей его, как газировку, наслаждайся этой театральной вкусностью. И словно в глубине потемок оживает неведомое существо, оно обязательно доброе, назовем его эгрегором, уж простите, назову по старинке, Музкомедии. И сразу почти детская искренность, искрящаяся легкость, почти кошачья органичность и лукавость. Настоящие сказки всегда должны быть лукавыми, не так ли?

Конечно, фраза короля: «Всего один бокал вина, а столько неприятностей!» детям непонятна, конечно, же, это адресовано взрослым. В преддверии затяжного то ли празднования, то ли новогоднего беснования, эта фраза как нельзя актуальна. И кто решил, что сказки исключительно для детей? Взрослые не меньше радовались этому сценическому волшебству.

Ну и нельзя обойти вниманием костюмы. Думается, что ни одна девочка в зале позавидовала Принцессе, да и что греха таить, и Агате – злой колдунье. А музыка? Это была не пластмассовая минусовка, а играл настоящий оркестр. В итоге яркий сказочный мюзикл с красивейшей партией принца, естественно, о любви.

И еще раз: снип-снап!

У режиссера Сергей Суворов в арсенале сказочные спектакли «Золушка», «Приключения Герды в Снежном королевстве» и «Как подружились Амур и Тимур» в Хабаровском музыкальном театре и «Дикая корова Динка» в краевой филармонии.

— Когда в прошлом году я закончил спектакль «Золушка», когда все сложилось, я подумал что нужно в программку написать стихотворение. Написал, прочитал маме и сказал: «Это моя эпитафия». И в этот момент появилось ощущение, что со мной стоит Евгений Шварц, написавший пьесу «Золушка». Главное, это почувствовать нечто, что пришла эта энергия. Эти «Лебеди» три года летели. И в какой-то момент – пауза. Я тогда подумал: «Какая тишина хорошая!». А потом понял, что благословлён.

— Спектакль «Тайна двенадцати лебедей» рассчитан на маленьких хабаровчан?

Когда я был маленьким, смотрел советские сказки. Например «Приключения Буратино». Там очень взрослый юмор. Для меня это пример. Композитор Дмитрий Голланд, который написал музыку к спектаклю, все время говорил мне: «Убери этот детский текст. Давай мне взрослую историю». Дети-то все понимают. Они могут сразу не догонять, что происходит, но в какой-то момент чувствуешь, что вот они…

— В детстве любил сказки?

— Очень. У меня бабушка работала в Облпотребсоюзе. В голодные советские времена, когда не у всех было ничего ни одеть, ни обуть, у нас все было дома, было много книг. А еще у меня была своя Арина Родионовна – прабабушка-сказительница. Она со мной в театр играла — вырезала фигурки и разыгрывала сценки. Галина Сергеевна Преображенская (прим ред. музыковед, создатель и художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада») как то сказала, что я – последний романтик. Я верю в благородство людей. Не верю, что человек может сознательно совершать подлость. Сорок лет мне, а я все еще верю в сказки.

Ю.Вязанкин

Фото Сергея Алексеева