Как рождаются премьеры? Журнал «Образ жизни». Февраль 2020 | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Как рождаются премьеры? Журнал «Образ жизни». Февраль 2020

Как рождаются премьеры?

В середине прошлого столетия драматург Евгений Шварц написал одно из самых значимых произведений в своем репертуаре — пьесу «Обыкновенное чудо». Сегодня в Хабаровске мы можем насладиться постановкой знаменитой драмы. Премьера ее прошла 6 и 7 декабря в Музыкальном театре.

Конечно же, зрители сравнивают пьесу с фильмом Марка Захарова. Но создатели спектакля не ставили целью показать на сцене переложение фильма. Это, в первую очередь, полноценный мюзикл, чистой музыки в котором полтора часа. Это живой ежесекундный процесс, а не застывший 40 лет назад, снятый на пленку телефильм.

Традиционный для Музыкального театра первый акт со шлягерной музыкой, танцевальной атмосферой и насыщенный драматизмом второй акт не оставили зрителей равнодушными. Публика затаенно слушала и следила за сюжетной линией. И даже тем, кто читал пьесу или смотрел фильм, было интересно узнать, чем же закончится история Медведя и Принцессы.

НИКОЛАЙ ПОКОТЫЛО, режиссер-постановщик:

Почему решили ставить именно «Чудо»? Все-таки это не самый добрый и веселый спектакль.

Я всегда знал, что не буду ставить спектакли вроде «Юнона и Авось». Рок-опера — это не моё. «Обыкновенное чудо» само по себе произведение самоценное. Меня привлекла музыка Гладкова. А когда я начал работу над произведением, сразу понял, как сделать спектакль гениальным.

И к какому решению пришли? Какие особенности в декорациях и хореографии увидела публика?

На сцене нет ничего лишнего. Из мебели — только один стол. Я считаю, что хорошие артисты должны заполнять собой все пространство. В сочетании с детализированными костюмами эта минималистичность сочеталась очень хорошо. Но, конечно, ключевым моментом стала бесконечная лестница.

Если говорить о хореографии, то она получилась современной. Там есть всё — и джаз, и вог, и модерн. Всё зависит от музыки. Композитор прописал все настроения, которые мы показываем на сцене.

Какие мысли должны посетить зрителей, когда они выйдут из зала?

Каждому человеку в жизни дан шанс. Есть лишь один шанс, когда что-то может пойти не так, как предначертано. И это тот момент, ради которого стоит жить и любить. Ведь Медведю суждено было в момент поцелуя превратиться в медведя. Но случилось чудо — любовь победила. И именно ради этого чуда стоит жить.

Перед просмотром спектакля зрители будут ассоциировать его с фильмом. Что больше всего должно удивить их? На что делаете ставку?

На живого актера на сцене. На артистов Хабаровского музыкального театра. В фильме Принцесса не спела ни одной ноты, а здесь у Александры сложнейшая вокальная нагрузка. Так что говорить об опасности повториться невозможно. Вместе мы сотворили мир, в закольцованности и бесконечности которого ты никуда не сможешь убежать от любви. Ведь сама пьеса Шварца именно об этом. Медведь из любви к Принцессе отказался от нее, но спустя год мучений осознал, что лучше на ее глазах превратиться в медведя, чем хотя бы на долю секунды, когда они сольются в поцелуе, не почувствовать счастье. И именно ради этой секунды стоит прийти на спектакль!

РУСЛАН АНТИПИНСКИЙ, музыкальный руководитель и дирижер спектакля:

Успех музыкальной части спектакля во многом ложится на плечи дирижера. Связать всё в одном стиле, темпоритме — настоящее искусство. А когда есть хорошая пьеса, музыка, талантливый режиссер, получается действительно великолепный спектакль. В «Обыкновенном чуде» так и произошло.

«Обыкновенное чудо» — спектакль крупный и необычный. Какие сложности были при работе над ним?

При работе над любым произведением возникают вопросы, нюансы, на которые создатели обращают большее внимание. Но в «Чуде» всё было достаточно ровно. Думаю, причиной всему то, что мы сработались единой командой — режиссер, балетмейстер, музыкальный руководитель, главный хормейстер. Мы с любовью относились к будущему спектаклю, ведь работали в «одной упряжке» на одно дело.

Сколько времени ушло на репетиции?

Работать над «Чудом» мы начали с середины августа. Вокалисты учили нотный материал, свои вокальные партии, а я, в свою очередь, разучивал с оркестром. В октябре в Хабаровск приехал режиссер, и с того времени мы начали плотно работать над спектаклем. Активно шли репетиции вокальных групп, вокалистов, солистов, оркестра, балета. Позже мы соединялись в единое произведение.

Многие на спектакле отметили использование необычного музыкального эффекта — как будто тиканье часов. Что это было и как добились такого звучания?

Наша профессия творческая. Мы постоянно хотим придумывать что-то новое, чего раньше не было. Так получилось, что в нашем оркестре недавно появился новый музыкант, и именно он принес Якорь инструмент, который называется рейнстик («шум дождя»). Долго думали, где его использовать. В итоге, решили привнести в наш спектакль необычное звучание. Это был целый музыкальный номер «Песочные часы», где зрители могли услышать характерное тиканье. А в этот раз в нашем театре прошло целых три инструментальных премьеры. Впервые использовались такие инструменты как рейнстик, альтовая флейта и одна из разновидностей сурдин для трубы.

Как Вам реакция зрителей?

Цель искусства — трогать сердца. Мы знаем, что многие зрители плакали на спектакле. Это значит, что их тронуло наше произведение. Для этого мы и работаем. Мы должны задеть что-то живое внутри. Ведь в театр люди приходят за эмоциями.