Юрий Вязанкин: Таривердиевский космос | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Юрий Вязанкин: Таривердиевский космос

Браво, Хабаровский Музыкальный театр! Посреди ядовитого дыма от травяных палов, до одури высоких цен на коммуналку и продукты питания, нервных сограждан, считающих последние грошики в общественном транспорте, глоток чистого воздуха — музыка Микаэла Таривердиева. Премьеру лирической комедии «Адам плюс Ева равно…» по мотивам пьесы берлинского драматурга Руди Штраля «In Sachen Adam und Eva» представляли в международный женский день 8 марта.

Браво, Хабаровский Музыкальный театр! Посреди ядовитого дыма от травяных палов, до одури высоких цен на коммуналку и продукты питания, нервных сограждан, считающих последние грошики в общественном транспорте, глоток чистого воздуха — музыка Микаэла Таривердиева. Премьеру лирической комедии «Адам плюс Ева равно…» по мотивам пьесы берлинского драматурга Руди Штраля «In Sachen Adam und Eva» представляли в международный женский день 8 марта.

В Музыкальном театре присудили влюбленным свадьбу

Некоторые мужчины воспользовались этим. В зрительном зале было много и пар довольно зрелого возраста, и совсем юных парочек. Любви все возрасты покорны, не так ли?
Музыка Микаэля Таривердиева с первого взгляда такая простая, чуть ли не наивная, обладает какой-то непонятной магией. Дирижер взмахнул палочкой, несколько аккордов…и стало так уютно, так по-человечески тепло, словно после долгого расставания собрались в зале самые близкие родственники, давно и преданно крепко любящие друг друга… И словно появился сам композитор, словно ощущалось незримое его присутствие… Нужно отдать дань уважения Виталию Каракузу, сделавшему тонко и вдохновенно музыкальную редакцию произведений.
Пьесу драматурга Руди Штрааля «In Sachen Adam und Eva» довольно хорошо знает старшее поколение, благодаря советскому фильму «Адам женится на Еве» режиссера Виктора Титова, телевизионная премьера которого состоялась в 1981 году.

….Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу. В. Шекспир
О чем пьеса? Пришедшие жениться Адам и Ева, оказываются подсудимыми на вымышленном судебном заседании, итог которого — решение, могут ли они быть мужем и женой. Попытки прояснить запутанную ситуацию заканчиваются скандалом между свидетелями и обвиняемым…
Врезка: Итак, вы хотите пожениться… Это прекрасно, друзья мои, ибо только супружество возвышает индивидуума до коллективного человеческого существа. Вы должны пожениться, поскольку наше общество поддерживает каждый шаг от «я» к «мы».


… был ли когда-нибудь кому-нибудь задан вопрос о причинах вступления в брак? Здесь достаточно подать заявление, дважды ответить; «да», уплатить небольшую государственную пошлину — и важный шаг уже совершен… Но кто, скажите, вступал в брак шагом? В него влетали, влипали, врывались, впадали… И зачастую поспешность приводила к самым печальным последствиям!
Ибо там, где не спрашивают о причинах, там и нет надобности их называть. А где нет надобности их называть, там и нет надобности их иметь….

….. Что же касается решения быть или не быть свадьбе, то его выносили не судья, а зрители, которые согласно задумке, были еще и присяжными заседателями.
На фразе Петра Шиммельпфеннинга : «Встать! Суд идет!» почти все присяжные, т.е зрители вставали. Были, конечно, незаконопослушные, из знака протеста, оставшееся сидеть, но это были единицы. Оказывается, большинство хабаровчан уважают суды, даже шуточные.
Судью сыграл Дмитрий Олейник, тот самый ведущий культовой передачи на хабаровском телевидении «Песенка за песенкой». Пожалуй, это одна из главных актерских удач спектакля — и по осмысленности, и по органике, и по сценическому обаянию, и по комфортности. Это такой редкий дар: выходит актер на сцену, вроде ничего еще и играть не стал, а уже сцена таинственным образом ожила, все встало на свои места, и глаз не оторвать. Таким же даром обладает и заслуженная артистка РФ Зося Макашина, сыгравшая судебного заседателя Веселых.
Не скупились зрители на аплодисменты прокурору (Юлия Лакомая) и адвокату (Кирилл Афонин). А их поцелуй заставил завистливо ёкнуть не одно сердце зрительниц.

Люблю, — но реже говорю об этом,
Люблю нежней, — но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ. В.Шекспир
У исполнителей главных ролей роли Никиты Туранова (Адам) и Надежды Бобовской (Ева) их партии получились как-то по-особенному, по-таривердиевски. Волей создателей спектакля, Адам не просто спортсмен, он хоккеист. Видимо это стало отправной точкой для дружбы Музыкального театра и МХК «Амурские Тигры». Теперь они не только помогают, но и болеют друг за друга. На один из премьерных показов побывала в полном составе молодежная хоккейная команда «Амурские Тигры». Молодые люди живо болели, и даже дружно аплодировали.
У Адама и Евы, пожалуй, самые сложные роли. Они были на роликовых коньках. С одной стороны, это по-молодежному, модно. Другой стороны это придавало особую стремительность и легкость их номерам.

Не исчезай
В нас, Чистота.
Не исчезай,
Даже если наступит край.
Ведь все равно —
Даже если исчезну сам, —
Я исчезнуть тебе не дам… А.Вознесенский
В спектакле — 22 песни Микаэла Таривердиева, 22 маленьких шедевра, многим зрители едва слышно подпевали.. Это только ложь всегда громкая, это врут всегда во весь голос, а когда о человеке, о любви – всегда негромко, потому что любовь без нежности не бывает, а от нежности всегда сводит дыхание….
7052343f94608dfa3cf4.png
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему. А. Вознесенский
— Зачем нужна сегодня музыка Микаэла Таривердиева?
-Я считаю, что его музыка актуальна всегда, считает Дарья Пантелеева, главный режиссер краевого Музыкального театр, режиссер спектакля. — Во-первых, тексты песен. Это всегда интересно, это всегда сложно. Они какие-то вселенские. И его музыку я могу сравнить со Вселенной. Она с постоянной сменой размера, с контрапунктами…ею проникаешься, она очень атмосферная. На эту музыку всегда откликается что-то внутри человека.
-С первого взгляда, все простенько.
-Там несколько слоев…Здесь, когда начинаешь вдумчиво слушать, открываются новые смыслы.
— Экивок в сторону конца 70-х годов прошлого века в спектакле – вс ценографии, да и в костюмах – это случайность или закономерность?
— Наверное, это получилось спонтанно. Что касается костюмов, то каждый герой живет в своем времени. Там есть и 70-е, и 80-е, и 60-е. Здесь попытка через костюмы передать каждую эпоху.
-Т.е мода приходит и уходит, а любовь – всегда актуальна…
— В 70-х годах был свобода выбора, в этом спектакле одна из главных тем — свобода выбора…
— Какая была самая большая трудность в работе над спектаклем?
— Работа с артистами. Сначала им показалось, что это все просто, но когда начали копаться, появилось столько мелочей, над которыми мы будем еще долго работать. Да и пьеса неоднозначная. Тема по сути библейского суда, которая проходит красной нитью через всю пьесу, но есть и человеческие отношения. В пьесе сходятся эфемерность и бытовизмы, поэтому сложно расставлять правильно акценты. Этой пьесе есть разумный абсолют, космос, математика, музыка Таривердиева, и в итоге все смыслы сами соединились…
….Может быт, и не все гладко, но спектакль получился,- тонкий, ироничный, таривердиевский, исполненный любовью и к музыке, и к человеку — его Величеству Зрителю. Кстати, за свадьбу главных героев проголосовали не все зрители… были и те, кто против…
Ю. Вязанкин
Фото Г. Будник
Ссылка на источник https://zen.yandex.ru/media/id/592fa0118e557dedf2437055/tariverdievskii-kosmos-5c8a63f2f5198d00b268618e?fbclid=IwAR1KSek_q6Xp1Z1px3nOEgwBMG7ESVPot-uVCdSAqvp4LeCau6hsI61JQZE

 

 


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?