Балет «Ленинградская симфония» в постановке Хабаровского краевого музыкального театра — это личностное, глубоко авторское прочтение великой музыки Дмитрия Шостаковича. Это уважение и дань беспримерному Мужеству, бессмертному Подвигу, стойкому Героизму жителей и защитников блокадного Ленинграда. Это наша память о ленинградцах — о тех Героях, кто верил в нашу Победу и кто ковал нашу Победу. Это наш Поклон им.
«Ленинградская симфония» – бессюжетный балет, состоящий из хореографических авторских новелл. В визуальном образе спектакля – Ленинград, двор-колодец, элементы набережной Невы. Во второй части спектакля сквозь решетки, мешки с песком, лед просматриваются заколоченные памятники Ленинграда – они тоже защищали город, вели к победе и победили!
Постановщиками продела огромная и вдумчивая работа над столь сложным материалом постановки. Спектакль идет в сопровождении оркестра театра. Седьмая симфония Шостаковича в полном исполнении ранее не звучала на сцене Хабаровского краевого музыкального театра Ещё реже на эту великую музыку ставили балет — такие примеры на мировой театральной сцене в буквальном смысле единичны.
Седьмая симфония Шостаковича, которая была исполнена в Ленинградской филармонии в августе 1942 года в самый разгар блокады города-героя, стала музыкальным символом несгибаемого мужества и героизма жителей и защитников Ленинграда. Название «ленинградская» симфонии дала Анна Ахматова. В 1942 году написанное композитором масштабное произведение прозвучало в Куйбышеве, в Новосибирске, у союзников — в Великобритании и в США, но Дмитрий Дмитриевич мечтал о том, чтобы жители блокадного Ленинграда смогли услышать его музыку, которую он и посвящал жителям осаждённого города. Его мечта осуществилось в августе 1942 года.
Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета после голодной зимы 1941-1942 года остался единственным из всех профессиональных музыкальных коллективов. Подготовка премьерного концерта была неимоверно трудной. Часть исполнителей была в эвакуации, часть — в больнице, кто-то погиб; об этом факте говорят записи дирижёра в журнале ансамбля: «Репетиция не состоялась. Срабиан мёртв. Петров болен. Боришев мёртв. Оркестр не работает». Из ста музыкантов оставалось 27 человек. Они, как и все жители города, получали 150 грамм хлеба в сутки. Музыканты уставали через 15 минут игры — у них не было сил держать в руках инструменты. Один из трубачей извинялся за то, что не смог извлечь из инструмента ни одной ноты.
Тем не менее в августе 1942 года премьера состоялась! Ранее по ленинградскому радио объявили, что городская филармония собирает музыкантов, находящимся в городе и просит их явиться. В филармонии для музыкантов были организованы горячие обеды. Для исполнения симфонии и проведения премьерного концерта в условиях военного времени требовались дополнительная помощь Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на Площадь. Искусств не упал ни один снаряд. Симфония по словам дирижера, прошла «при совершенно переполненном зале», транслировался по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку. На премьере присутствовало много иностранных корреспондентов, передавших восторженные отклики в информационные агентства. Портрет Шостаковича появился на обложке Time.
ОТЗЫВЫ СМИ:
«Московский комсомолец-Хабаровск»: «Это спектакль, который нельзя просто слушать. Он состоит из новелл, каждая из которых несет какой-то хореографический и музыкальный фон. Всего их одиннадцать. Мы — зрители, все в этот вечер жили в блокадном Ленинграде. И за это спасибо. Спектакль родился. Пусть живет долго и счастливо»
«HAB info»: «И я, мой уважаемый читатель, отправилась в зрительный зал, чтобы не судить, а смотреть. Что я увидела? Я увидела жизнь и увидела смерть. Я прочувствовала каждой клеточкой холод, минус 41 градус в осаждённом Ленинграде и голод, когда истощённые девчонки отдавали свои 125 граммов хлеба тому, кто уже не в силах подняться. Увидела вереницы еле живых, больших и маленьких ленинградцев, плетущихся к Неве, к единственному источнику жизни – воде. Не было её ценней, но как же она тяжело давалась голодным и измождённым, прорубая ледяную толщу льда в реке, чтобы добыть единственное средство к выживанию. Сердце сжималось и одновременно разрывалось на части от того, как тянут за собой дети и подростки Ленинграда умерших от голода и холода родителей, младших братьев и сестёр. Хотелось кричать и выть, когда на сцену выскочили самые настоящие, лающие и озлобленные немецкие овчарки в сопровождении фашистов, разрывающих своими клыками безоружных партизан»
«БеZ формата»: «Балетом Хабаровского краевого музыкального театра и музыкантами оркестра театра проделала огромная и вдумчивая работа над столь сложным материалом нового спектакля. Седьмая симфония Шостаковича в полном исполнении впервые прозвучит на сцене музыкального театра. Ещё реже на эту великую музыку ставили балет — такие примеры на мировой театральной сцене в буквальном смысле единичны».
AmurMedia: «Прочтение Ольги Козорез симфонии №7 пронизано глубоким личностным пониманием исторических событий 1941-1944 гг., благодаря чему зритель также проникается спектаклем через визуальные образы и хореографический рисунок постановки. Эта симфония Шостаковича — музыкальный символ несгибаемого мужества и героизма жителей и защитников блокадного города».
Хабаровский край сегодня: «Постановка спектакля запомнилась зрителям не только блистательно сыгранной симфонией и невероятной игрой артистов, но и множеством сюрпризов. Например, в одной из новелл балета на сцену выходят настоящие немецкие овчарки».
Телеканал «Хабаровск»:
Фото - Яна Ковалева