В погоне «За двумя зайцами» / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

В погоне «За двумя зайцами» / Приамурские ведомости

Московский режиссер Николай Покотыло готовит на сцене Хабаровского краевого музыкального театра водевиль

Эксцентрическая комедия «За двумя зайцами», написанная еще в XIX веке украинским писателем Михайло Старицким, актуальна и сегодня. Она не только собирает полные залы, но и не потеряла силы воздействия на зрителя. 5 и 6 марта любимый многими водевиль, режиссером которого является  московский режиссер Николай Покотыло, можно будет увидеть и на сцене Хабаровского краевого музыкального театра.

Московский режиссер Николай Покотыло готовит на сцене Хабаровского краевого музыкального театра водевиль

Эксцентрическая комедия «За двумя зайцами», написанная еще в XIX веке украинским писателем Михайло Старицким, актуальна и сегодня. Она не только собирает полные залы, но и не потеряла силы воздействия на зрителя. 5 и 6 марта любимый многими водевиль, режиссером которого является  московский режиссер Николай Покотыло, можно будет увидеть и на сцене Хабаровского краевого музыкального театра.

Несмотря на молодость (40 лет для маститого режиссера — не возраст), Николай Дмитриевич довольно  давно служит искусству и поставил уже ни один десяток спектаклей. Правда, хабаровский зритель с его творением познакомится впервые.

— С удовольствием откликнулся на предложение    самого старейшего из музыкальных театров  страны поставить спектакль, — рассказал в интервью корреспонденту газеты «Приамурские ведомости» Николай Покотыло. — В Хабаровске мне понравилось. Столько солнечных дней давно не видел. А какой белоснежный снег! Во многих городах он уже через пару дней становится серым. А у вас красота: вдыхаю морозный воздух и наслаждаюсь. Но это, так сказать, лирическое отступление. Что же касается нашей работы… Материал интересный, гротесковый, приятно с таким работать. В нем есть место не только шутке, но и иронии, как над  темой, так и над самим собой, и над миром, в котором мы живем. Спектакль будет классическим, традиционным в хорошем смысле этого слова. Не считаю нужным в данном материале делать какие-то переносы во времени, выворачивать что-то наизнанку. Надеюсь, что спектакль получится забавным и смешным. Хотя я не люблю до премьеры делать какие-то выводы. Зритель придет, он и рассудит. Пока лишь скажу, что работа с артистами, как мне кажется, идет хорошо. Пока все живы, никто от роли не отказался, дверью не хлопнул (улыбается).

— Вспоминаю старый фильм «За двумя зайцами» с Олегом Борисовым в главной роли. Интересно, а кто будет играть Свирида Голохвастого в вашем спектакле?

— Денис Желтоухов. А вот роль Прони (так уж получилось) решили примерить на себя сразу три (!) артистки. (Ольга Головина, Юлия Лакомая, Маргарита Стахеева). Девушки очень хотели работать: кого-то мы выбрали сами, кто-то сделал творческую заявку. Так что у нас есть азарт соперничества, и это тоже интересно. А вообще в спектакле задействовано порядка десяти действующих лиц. Среди них родители Прони, другие ее родственники. Считаю, что довольно колоритными выглядят и персонажи, придуманные именно авторами либретто, — Смык и Тупица.  Это, можно так сказать, группа поддержки Голохвастого. Они постоянно рядом с главным героем, смотрят буквально ему в рот и восхищаются. В спектакля собраны ведущие артисты театра — Игорь Желтоухов, Татьяна Маслакова, Людмила Блок, Зося Макашина, Татьяна Захарченко, Виталий Черятников… Работают все. Толпа народных и заслуженных — я так их называются (смеется). Кстати, несмотря на то, что в Хабаровске ставлю спектакль впервые,  многих артистами  знаю не первый год. Хорошо помню, как  ваш музыкальный театр привозил в Москву на «Золотую маску» спектакли «Самолет Вани Чонкина» и «Два бойца».

— Николай, давайте теперь немного поговорим о вашей персоне. Вы в свое время окончили ГИТИС. Однако путь в искусство будущего режиссера начался с московского военно-музыкального училища…

— Да, я хотел быть военным музыкантом. Это мечта с детства. Жили мы на Украине. Помню, лет в семь посмотрел парад и так меня это вдохновило. «Хочу вот также открывать парады», — заявил тогда маме. Позже узнал о военно-музыкальном училище и в шестнадцатилетнем возрасте отправился покорять столицу. Однако, отучившись там, понял, что не хочу становиться музыкантом. Потом была служба в армии. Прошло еще какое-то время, и я вдруг заболел театром. Вот тогда и пошел в ГИТИС. Отучился на театроведческом факультете (мастерская профессора Бориса Любимова), получил определенный опыт. Но этого мне показалось мало. Тогда я в том же ГИТИСе поступил на факультет музыкального театра. И в результате, как написано у меня в дипломе, стал режиссером музыкального театра, актером драматического театра и кино. Первый постановочный опыт приобрел еще на четвертом курсе. На сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Муссы Джалиля в Казани поставил  «Евгения Онегина». После окончания вуза остался в этом театре. В качестве ассистента режиссера работал с такими мастерами, как Денис Криеф (Франция), Вернон Маунд (Англия), Жаннетт Астор (Канада). На определенном этапе это было интересно и стало хорошей школой. Мы то и дело ездили с казанским театром на гастроли в Голландию. Но потом я сказал сам себе: «Хватит. Надо начинать что-то серьезное делать самому». И в 2006 году (тогда Николаю всего-то тридцать лет было. — Прим. авт.) стал художественным руководителем музыкального театра Республики Карелия. Вот с тех пор и началась моя серьезная работа в качестве режиссера. Далее были театры в Саратове, в Красноярске… Сейчас считаю себя свободным художником. В нынешнем  сезоне уже успел поставить «Ночь перед Рождеством» в Одессе, также работал на сцене   драматических театрах Саратова и Челябинска. Сейчас вот в Хабаровске. В планах на этот сезон еще два спектакля.

— А что вам ближе — классика или современность, комедия или трагедия?

— Считаю, что нужно пробовать все и ни на чем не зацикливаться. Мне все интересно, на спектаклях я отдыхаю. Могу, скажем, поставить «Кармен», а потом «Кота в сапогах» или «Летучий корабль». После чего берусь на «Снегурочку» Римского-Корсакого и «Прекрасную Елену» по Оффенбаху… Далее может идти какая-нибудь комедия, например, «Одолжите тенора». Мне главное, чтобы произведение было интересное. А если оно еще и гениальное — вообще здорово.

— Вам всего сорок, а уже так много поставлено. Тем не менее вас по-прежнему многие считают молодым режиссером…

— Думаю, что только когда меня на пенсию отправят, то скажут: да, он состоялся, как режиссер (улыбается). Что ж, видимо, какое-то время меня еще будут считать молодым, да ранним. Хотя я ведь в профессию пришел, можно сказать, даже поздно: в 23 года поступил на режиссуру в ГИТИС, когда многие мои сверстники уже считались дипломированными специалистами.

— Но зато как режиссер вы быстро состоялись. А чем вы занимаетесь в тех паузах, когда не заняты постановкой?

— Отдыхаю дома с семьей. У меня два сына, и с ними надо  общаться не только по скайпу из другого города, но и, так сказать, вживую. Кстати, жена у меня балетмейстер, и больше половины спектаклей мы с ней поставили вместе. Но в Хабаровске я работаю с местной командой, и вижу, что все они профессионалы, настоящие мастера своего дела. Балетмейстер Ольга Козорез, художник по костюмам Наталья Сыздыкова. Между прочим, Наташа в нашем спектакле дебютирует, как сценограф. Это тоже интересно. Словом, много открытий готовит зрителям нестареющий водевиль.

 

Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

«Приамурские ведомости» №7 от 17 февраля 2016


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?