«Старая гвардия» актёров / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

«Старая гвардия» актёров / Приамурские ведомости

Лучшие страницы музыкального театра

Газета «Приамурские ведомости» в преддверии празднования 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра (2 декабря состоится концерт по случаю юбилея «Помнишь ли ты…») продолжает цикл материалов об артистах и режиссёрах, которые на протяжении многих лет дарили людям радость со сцены.

Своими воспоминаниями уже успели поделиться мэтры театра Игорь Желтоухов и Юрий Тихонов. Очередная наша гостья — заслуженная артистка России, председатель Хабаровского отделения Союза театральных деятелей РФ Людмила Блок, которая на этой сцене уже почти 40 лет.

«Золотой тенор России»

Именно так называла Людмила Александровна ещё одного своего горячо любимого партнёра, заслуженного артиста России Алексея Ефимовича Беда, которого уже почти четыре года как нет с нами.


Лучшие страницы музыкального театра

Газета «Приамурские ведомости» в преддверии празднования 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра (2 декабря состоится концерт по случаю юбилея «Помнишь ли ты…») продолжает цикл материалов об артистах и режиссёрах, которые на протяжении многих лет дарили людям радость со сцены.

Своими воспоминаниями уже успели поделиться мэтры театра Игорь Желтоухов и Юрий Тихонов. Очередная наша гостья — заслуженная артистка России, председатель Хабаровского отделения Союза театральных деятелей РФ Людмила Блок, которая на этой сцене уже почти 40 лет.

Однажды один её знакомый, преподаватель танцев, сказал: «Люди, которые имеют дар лицедейства, отмечены богом». И Людмила Александровна очень гордится, что обладает этим даром.

— Годы бегут, но меня это нисколько не пугает. Не боюсь на сцене быть смешной или некрасивой. Знаете, страшно было, когда исполнилось 40 лет, 45… А сейчас уже ничего не страшно, — улыбается Людмила Блок.

Настоящая примадонна

Беседу мы начали с воспоминаний о заслуженной артистке России Валентине Соловых, с которой Людмилу Александровну связывали тесные творческие и дружеские отношения. Вместе актрисы работали и в музыкальном, и в Свободном театрах. Уже десятый год пошёл, как Валентина ушла из жизни, а Людмила Блок до сих пор не может говорить о ней спокойно. И дня не проходит, чтобы Людмила Александровна не включала запись с голосом подруги. Особенно часто слушает мюзикл «Призрак оперы».

— Валечка влилась в труппу немного позже меня и сразу заявила о себе как артистка гораздо большего жанра, чем наш театр, — считает Людмила Блок. — У неё был голос необыкновенной красоты. «Мне кажется, что я начала петь ещё до своего рождения», — говорила о себе Валя. Кроме того, она была человеком с большим чувством юмора, но при этом такая наивная… Разыграть Валю не составляло большого труда: та словно ребёнок верила буквально всему.

По воспоминаниям Людмилы Блок, Валентина Соловых очень своеобразно гримировалась. Долго смотрела на себя в зеркале, затем брала две ресницы и, приклеивая их, приговаривала: «Ну хорошенькая ведь, правда?».

Артистки были не только подругами, но и соседями. Часто собирались вечерами и… пели. Об этом сразу узнавал весь дом на улице Запарина, где они жили. Люди выходили на свои балконы и, затаив дыхание, слушали этот концерт.

— У нас по-соседски и кухня была, по сути, общая, — продолжает Людмила Александровна. — Когда я была занята в театре до позднего вечера, за моими детьми приглядывала Валечка. И наоборот.

Рассказывают, что когда в театре праздновали бенефис Валентины Соловых, партнёры и коллеги не скупились на комплименты. Импровизированный букет, подаренный ей, состоял из эпитетов: «обворожительная», «удивительная», «жемчужина хабаровской сцены».

И она действительно была настоящей примадонной. Однако как же несправедливо сложилась жизнь артистки! При всём огромном таланте и успехе, которым Соловых пользовалась у зрителей (Хабаровск Валентину буквально боготворил), она была глубоко одиноким человеком.

— В нашем театре Валечке было места мало, — говорит Людмила Блок. — Ей постоянно требовалась работа. А работу эту по разным причинам не всегда давали. Всё это Валю буквально бесило, и она тут же впадала в депрессию. В конечном итоге депрессия замечательную актрису и погубила… Рано ушёл из жизни и партнер Валентины Соловых Александр Сергеев. Настоящий русский мужик, здоровый, фактурный. Такой, знаете, герой с шикарным голосом. Это был потрясающий дуэт: на сцене Валя и Саша понимали друг друга с полуслова. Но у Сергеева была та же беда, как и у Соловых. Как нет работы, так у него сразу начиналась депрессия.

Умение носить королевские наряды

— Была у нас и такая замечательная актриса — Александра Николаевна Рябова, — продолжает Людмила Александровна. — Три пера на голове, но такая обаятельная, смешная… Она вместе с легендарной Зелей Петровной Гримм-Кислицыной составляли пару характерных артисток. Особенно Александре Николаевне удавались русские героини в таких спектаклях, как «Бабий бунт», «Русская потеха»… Когда я пришла в театр, Рябова взяла надо мной шефство, опекала. Она меня учила: «Какие бы роли тебе ни предлагали, не отказывайся даже от пятого пенька за третьей кулисой. Играй хоть «кушать подано», хоть «царь приехал». Только тогда встанешь на ноги и будешь уметь всё». Эти советы Шурочки, как я любя её называла, не забуду никогда. От нас Рябова уехала в Ленинград, в Дом ветеранов сцены. С тех пор уже лет тридцать прошло.

А вот ещё одна артистка из «старой гвардии» — Ирина Робертовна Зуева. Она в прошлом году отметила 90-летие.

— Высокая, красивая, статная, — говорит о ней Людмила Блок. — Пожалуй, я больше не припомню в театре артисток, которые могли так носить королевские, царские старинные платья, как Зуева. Создавалось впечатление, что Ирина Робертовна не идёт, а плывёт. Её появление на сцене всегда было ярким пятном. Независимо — большая эта роль или маленькая. Со временем Зуева стала зав. труппой и играть ввиду возраста и здоровья стала реже. После её ухода было ощущение, что от театра какой-то кусок отрезали.

«Золотой тенор России»

Именно так называла Людмила Александровна ещё одного своего горячо любимого партнёра, заслуженного артиста России Алексея Ефимовича Беда, которого уже почти четыре года как нет с нами.

— Голос Лёши пробирал до самой глубины души, выворачивая её буквально наизнанку, — рассказывает Блок. — Правда, однажды наш золотой тенор попал в курьёзную историю. Мы были на гастролях в Москве и в концертном зале спорткомплекса «Олимпийский» играли спектакль «Жирофле-Жирофля». У Алексея была очень серьёзная партия. Вот заиграл оркестр, и Беда заголосил на тон выше, чем надо. Как он всё это спел, так никто и не понял. Причём Лёша упорно не возвращался в ту тональность, которую играл оркестр. Потом в гримуборной наш режиссёр Юлий Изакинович Гриншпун разошёлся не на шутку. «Считай, что ты уже не работаешь в этом театре, — кричал он на артиста. — Но я тебя оставляю в нём только потому, что ты допел до конца!».

Алексей Беда очень переживал после случившегося казуса. Но вскоре сумел реабилитироваться в глазах Гриншпуна. В театре с большим успехом прошёл спектакль «Играем Зощенко», его хвалили в министерстве культуры края. А больше всех комплиментов был удостоен именно Алексей Ефимович.

Очень тепло отзывается Людмила Блок и о народном артисте России Валерии Хозяйчеве, который сейчас из-за проблем со здоровьем редко выходит на сцену.

— Валера — потрясающий артист и одна из лучших страниц нашего театра, — считает Людмила Александровна. — Я дружу с ним почти 40 лет. По жизни Хозяйчев бывает такой вредный и капризный — это просто тихий ужас! Но когда он твой партнёр на сцене, просто улетаешь. 4 декабря буду играть с Валерой в спектакле «Бабий бунт».

— У нас всегда были замечательные артисты, — говорит в заключение беседы Людмила Блок. — Они и сейчас есть. Считаю, что нынешняя труппа практически целиком украсила бы любой столичный театр. Кстати, в Москве до сих пор с восторгом говорят о нашем спектакле «Самолёт Вани Чонкина», с которым мы в своё время завоевали «Золотую маску».

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?