Смейся, Паяц, над разбитой любовью! / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Смейся, Паяц, над разбитой любовью! / Приамурские ведомости

Хабаровский краевой музыкальный театр в преддверии очередной премьеры

На дворе лето, но театральный сезон продолжается. В Хабаровском краевом музыкальном театре 26 и 27 июня очередная премьера — «Паяцы». Это опера в двух действиях (с прологом) итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, режиссером которой является Павел Коблик из Екатеринбурга.

Павла Ивановича в театре хорошо знают и любят (об этом мне рассказали сами артисты). В свое время на сцене музыкального театра Коблик уже поставил две оперы — «Любовный напиток» и «Мадам Баттерфляй». И вот очередной визит режиссера в Хабаровск.


Хабаровский краевой музыкальный театр в преддверии очередной премьеры

На дворе лето, но театральный сезон продолжается. В Хабаровском краевом музыкальном театре 26 и 27 июня очередная премьера — «Паяцы». Это опера в двух действиях (с прологом) итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, режиссером которой является Павел Коблик из Екатеринбурга.

Павла Ивановича в театре хорошо знают и любят (об этом мне рассказали сами артисты). В свое время на сцене музыкального театра Коблик уже поставил две оперы — «Любовный напиток» и «Мадам Баттерфляй». И вот очередной визит режиссера в Хабаровск.

— У меня с музыкальным театром из Хабаровска  теплые взаимоотношения и полное взаимопонимание, — рассказал Павел Коблик в беседе с корреспондентом газеты «Приамурские ведомости». — Когда-то инициатором моего приглашения сюда был тогдашний главный дирижер театра Сергей Разенков, к сожалению, преждевременно ушедший из жизни. Вот с этого, собственно, все и началось. Я прекрасно понимаю, что ваш театр не оперный, а музыкальный, поэтому и разброс жанров здесь велик. Тем не менее радует, что дирекция театра ведет не только развлекательную политику, но и просветительскую. Ведь оперный жанр более сложен и глубок. Даже если это комическая опера, например, «Любовный напиток». Все равно такой спектакль требует определенного понимания и подготовленности публики. Не зря же сказал Николай Гоголь: «Театр — та кафедра, с которой можно много умного и доброго сказать людям». Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. И этого мы не должны забывать. Но я стараюсь брать не слишком сложные оперные произведения, а обращаюсь к популярным шедеврам, которые известны широкой публике. Вот возьмем арию «Смейся, Паяц, над разбитой любовью!». Она ведь узнаваема многими. И даже если человек никогда не слышал ее целиком, ему, думается, интересно будет выяснить, при каких обстоятельствах этот знакомый мотив исполнялся.

— Павел Иванович, приоткройте немного занавес. Можно узнать о самой опере, ее авторе и сюрпризах, которые будут ждать зрителей во время спектакля?

— «Паяцы» — это опера, принадлежащая стилю веризм (от слова vero — истинный, правдивый), который появился в конце ХIX века в Италии. Родился стиль в литературе, но максимально проявил себя в опере. Сюжет, по утверждению композитора, взят из детских воспоминаний: его отец, работавший судьей, разбирал подобное судебное дело. Кстати, Леонкавалло, как и Мусоргский, и Вагнер, либретто для своих опер всегда сочинял сам. В результате «Паяцы» вылились в страстное, искреннее и открытое произведение. Эту оперу любят за то, что она вызывает неподдельные эмоции и искренний отклик у зрителей всего мира. Тем более «Паяцы» — одна из немногих опер, где актеры играют как бы самих себя. Им близки проблемы, переживания героев. Ведь актер во все времена остается актером. Опера открывается прологом. Один из действующих лиц (это в своем роде манифест веризма) обращается напрямую к залу. Он обращается к зрителям, и получается так называемый разговор по душам. Вообще, планируем сделать интерактивность и вовлечь публику в действие, чтобы люди, пришедшие на спектакль, стали словно частью происходящих событий. Для этой цели даже расширим театральную площадку: проходы и уходы действующих лиц, артистов хора будут прямо через зрительный зал. К слову, я впервые ставлю оперу «Паяцы». Всегда интересно работать с произведением, которое хорошо знаешь и неоднократно видел. Любопытно прикоснуться к такому материалу. Поэтому мне трудно было отказаться от такого заманчивого предложения (улыбается).

— Наверняка, в работе над этой оперой задействовано немало людей, с которыми вы ранее уже ставили спектакли на сцене музыкального театра в Хабаровске…

— Совершенно верно. Наверное, у каждого режиссера есть свой костяк, на который он опирается. Как и в прежних моих постановках, в нашу команду входят — балетмейстер Ольга Козорез, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, хормейстер Александр Рыбков… Большинство артистов мне тоже хорошо знакомы и я отлично знаю их потенциал. Среди них — заслуженный артист России и Северной Осетии Федор Одинцов, Эльвира Саниевская, Олег Исаков, Анна Иванилова, Татьяна Петренко, Валентин Кравчук, Сергей Суворов… Работать приходится в жутком цейтноте. Поэтому нам в кратчайшие сроки необходимо сделать качественный спектакль. На первой встрече сказал творческой группе: «Нам надо прыгнуть выше головы!». Надеюсь, что все у нас получится, ведь я работаю с настоящими профессионалами.

— А вы вообще часто гастролируете по стране?

— Сейчас редко. Дело в том, что я уже на протяжении многих лет возглавляю кафедру музыкального театра и являюсь художественным руководителем оперной студии в Уральской государственной консерватории. Занятость большая. Вот сейчас появилось у меня небольшое окно, и поэтому я здесь. В течение же учебного года вырваться сложно.

— Слышал, что вы из музыкальной семьи. Очевидно, в детстве и юности вопрос, касающийся выбора профессии, перед вами особо не стоял?

— Моя мама — преподаватель в детской музыкальной школе, папа — артист театра оперетты. Естественно, я с детства был пропитан музыкой. После школы поступил в музыкальное училище (специальность — «теория музыки»). После его окончания учился в Уральской государственной консерватории имени Мусоргского. Далее аспирантура в ГИТИСе на кафедре режиссуры музыкального театра. Затем вернулся в Екатеринбург. Помимо преподавательской деятельности,  десять лет являлся режиссером–постановщиком государственного академического театра оперы и балета. Никогда не считал количество спектаклей, которые поставил, но, думаю, несколько десятков наберется. Среди них — «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Сивильский цирюльник», «Волшебная флейта», «Богема», «Дидона и Эней», «Медиум», «Дочь полка» и другие. Надеюсь, что моя очередная работа на сцене вашего музыкального театра также придется зрителям по душе. Пользуясь случаем, приглашаю любителей оперного искусства на премьеру.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?