Шутка с элементами грусти / Приамурские ведомости | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Шутка с элементами грусти / Приамурские ведомости

9 июня на сцене Хабаровского краевого музыкального театра состоится премьера грустного водевиля в ярких тонах «Ваш выстрел, мадам!» по мотивам шутки Антона Чехова «Медведь». Режиссёром спектакля является художественный руководитель театра Сергей Листопадов.


Сергей Листопадов: «Не надо предлагать построить у нас театр оперы и балета»

9 июня на сцене Хабаровского краевого музыкального театра состоится премьера грустного водевиля в ярких  тонах «Ваш выстрел, мадам!» по мотивам шутки Антона Чехова «Медведь». Режиссёром спектакля является художественный руководитель театра Сергей Листопадов.

Шутка с элементами грусти

— Начну с того, что этот спектакль в своё время уже шёл на сцене нашего театра, — рассказывает Сергей Листопадов. — Только тогда он назывался «Медведь, медведь, медведь!». И вот мы, проанализировав репертуар, вновь решили обраться к Чехову. Это и моя личная позиция. В том спектре современной драматургии, что сейчас атакует театральные площадки, конечно же, хочется видеть классику. Кстати, как показала недавняя «Золотая маска», эта тема волнует не только меня. К тому же к шутке Чехова остроумно написан музыкальный материал композитором Глебом Седельниковым.

— Тем не менее чеховскую шутку вы назвали грустным водевилем в ярких тонах…

— Мы всё-таки отталкиваемся от жанра Чехова. Да, это шутка. И в своём определении жанра уже есть возможность пошутить, назвав всё это грустным водевилем. Мы прекрасно понимаем, что эта классическая пьеса, которую разбирали уже много раз. История вечная —  о человеческих принципах, на которых человек настаивает, и эти самые принципы, к сожалению, не дают ему двигаться дальше. По пьесе, как известно, главная героиня, вдова Елена Ивановна Попова из принципа надела траур и не собирается из него выходить. Кстати, либреттисты водевиля, в том числе и Седельников, придумали такую историю: муж словно оживает с портрета и даже участвует в диалогах основных персонажей. У меня возникла мысль: значит, супруг  и на том свете продолжает кутить, флиртовать… Этим мы стараемся подчеркнуть нелепость принципа вдовы. Мне не захотелось отдельно выделять мужа с портрета. В итоге получился собирательный образ. Ведь портретов с траурными лентами в квартире много. Вот я и решил: пусть и мужа будет много. У нас получилось сразу шестеро супругов, которых играют артисты балета и хора. И столько же любовниц. В общем, стараемся шутить. Думаю, должно получиться весело.

Когда режиссёр растворяется в актёрах

— Каких ещё персонажей кроме многоликого мужа и его любовниц увидят зрителей?

— Они все такие же, как и в пьесе Чехова. Вдову у нас сыграют народная артистка России Татьяна Маслакова и Юлия Лакомая. В образе отставного поручика Григория Степановича Смирнова предстанет заслуженный артист России Денис Желтоухов. Заняты в постановке и молодые артисты. Юлия Горенская будет Пелагеей, а Лукой — Никита Болмотов. Работа идёт интересная. Считаю, что в таких постановках режиссёр должен как бы раствориться в актёрах и дать им возможность на репетициях пофантазировать, что-то придумать своё. Тем более, когда на сцене такие маститые артисты, которым нельзя не доверять. Костюмами и сценографией   занимается Наталья Сыздыкова.

Для меня очень важно сохранить чеховский шарм, его иронию. Но при этом у нас будут современные нюансы (не стану раскрывать все карты), которые делают так называемую смычку между прошлым временем и нынешним. Но делаем это, разумеется, корректно. Кстати, мы сговорились с балетмейстером Ольгой Павленко о том, что внутри классических хореографических моментов будут и современные вкрапления.

— Сергей, до конца сезона в музыкальном театре ещё планируются премьеры?

— Как известно, в этом сезоне мы уже выпустили «Ночь измен, или Любовный покер» и детский спектакль «День рождения кота Леопольда». Теперь вот выходит «Ваш выстрел, мадам!». Но на этом не ограничимся. В июле зрители увидят мюзикл по мотивам романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада», который ставит главный режиссёр театра Алексей Серов. Спектакль будет называться современно «#капитанБлад».

— А как вы вообще можете охарактеризовать этот театральный сезон?

— Потрясло нас немного. Понимаете, новые люди, среди которых оказался и я, что пришли в конце прошлого года (в театре сменился директор, появились художественный руководитель и главный режиссёр. — Прим. авт.), сразу попали под юбилей. Необходимо было в форс-мажорном режиме быстро проникнуть в недра театра (а ведь театр с огромной историей) и сделать программу к 90-летию.  Но сейчас появилась какая-то плановость, видим перспективы. Уже думаем о новом сезоне. Хотим до конца календарного года выпустить три премьеры. Все планы раскрывать не буду. Скажу только, что начнём сезон новым спектаклем «Спящая красавица».

На вкус и цвет товарища нет

— Немало шума как в театре, так и за его пределами наделала постановка «Ночь измен, или Любовный покер». Сейчас, когда страсти поутихли, что можете сказать об этом спектакле?

— Знаете, на вкус и цвет товарища нет. Но в одном глубоко убежден: театр должен быть разным. Вот недавно я был в Ярославле на фестивале «Будущее театральной России». Нам показали мюзикл «Опера нищих», который является репертуарным спектаклем Российского государственного академического театра имени Федора Волкова. Во время действия там тоже возникают песни  Григория Лепса. Причем поют их не артисты, а просто идет фонограмма. И это в самом первом театре России! Думаю: как же на всё это отреагирует зритель? А публика такая же как и везде: кто-то уходит во время спектакля, молодёжь пищит, визжит… Другой вопрос —  надо держать баланс. Мы пошли на такой эксперимент. Кто-то в восторге, кто-то — нет. Это нормальный процесс.

Считаю, что нашей элитарной публике надо быть терпимее. Часто слышу: «Почему мало ставите оперу и балет?». Сам люблю оперу и получаю от этого огромное удовольствие. Но будем откровенны: таких, как я, в Хабаровске наберётся не так уж много. Они сходят раз, другой, а потом где мы будем набирать зрителей? Оперу надо понимать, уметь правильно слушать. Это уже определённая культура. Здесь не так всё просто — надо начинать с воспитания самого зрителя и желательно ещё со школьной скамьи. И дело это ни одного года. А элитарной публике, которая кидает камни в наш огород, хочется сказать: помогайте, подключайте общественность. Только в хорошем смысле. Не надо предлагать построить в Хабаровске театр оперы и балета и кивать в сторону Владивостока, где есть филиал Мариинского театра. Вы посчитайте, сколько за сезон в Приморье приезжают артисты из столичной Мариинки. Вот люди и идут на эти имена. Сравнения здесь, считаю, не уместны. К тому же не стоит забывать, что у нас другой жанр. Мы музыкальный театр. В репертуаре есть музыкальные комедии, водевили, оперетты… Главная наша цель — нести людям праздник.

Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.