Не забыть их пророческие голоса / Тихоокеанская звезда | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Не забыть их пророческие голоса / Тихоокеанская звезда

Театр. Сколько ярких судеб знает театральная история. Сколько людей положили свои жизни на алтарь второго дома. Последние несколько лет мы теряли и теряли… Несправедливо рано, необратимо рано уходили из жизни мастера музыкального театра. Но всегда в нашей памяти. Мыслями и в мыслях тех, кто их знал, любил, дружил, вместе работал. В священны праздник «День театра» так и слышатся их пророческие голоса…


Светлана Михайловна Богданова

Помощник режиссера

Годы жизни: 1942 – 2009

Мне не редко советуют: «Зачем тебе этот театр? У тебя семья, муж, сын, пенсия… Сиди дома. Отдыхай». Но я не устала. Если бы только не болезни… С юности я знала, что такое сцена. Театр – вся моя жизнь. Приходилось и петь в хоре, играть. Я всегда была палочкой-выручалочкой. Бывало, меня буквально выталкивали на сцену, когда надо было кого-то срочно заменить, изменить непредвиденные обстоятельства. А теперь уйти и забыть? Нет! Не хочу! Мне не надо другой жизни. За все спектакли, которые я вела, у меня болит душа. Я люблю всех артистов, я всегда жила их интересами и интересами театра. В театре я много лет. Вроде бы знаю его от корки до корки, но с каждой новой постановкой, с каждым новым режиссером приходится проходить свои университеты заново. Я помню, как Владимир Канделаки первым мне сказал: «Ты не представляешь, что значит хороший помощник режиссера в театре. Я скоро уеду, а спектакли останутся. Без присмотра они быстро умрут. Ты должна знать и помнить все». Между прочим, раньше к помощнику режиссера по-другому относились. Прислушивались. Самое прекрасное, когда в театре живут и сохраняются добрые традиции.

 

Павленко Владлен Владиславович

Заслуженный артист РФ, лауреат «Золотой маски»

Годы жизни: 1971 – 2011

Театр. Это чувство не описать словами. Оно теплое. Нежное. Щемящее – на уровне детства. Именно здесь, в атмосфере театральных гримерок творится «своя собственная жизнь»…

В воздухе витает аромат духов, пота, радости, кофе. Шелест костюмов, шепот семейных драм, интриг и сплетен. Умопомрачительного смеха Желтоухова, который входит в твою кровь и взбадривает. Именно здесь чувствуешь себя частью чего-то большого. Пусть маленьким винтиком, но он имеет свое законное место. Игра основа нашей профессии. У детей с годами это проходит, а артисты этим живут до старости. Нас хлебом не корми, дай поиграть. У нас все артисты хорошие. Честно. Я играю на их струнах, а они на моих. Когда партнеры безмолствуют, то разговариваешь сам с собой. Не дай Бог! Я ценю в игре ненавязчивые полутона, но всегда держу свою ноту. Иногда кажется, что другой жизни кроме театра нет. И порой катастрофически не хватает воздуха, неба и скорости.

 

Алексей Ефимович Беда

Заслуженный артист РФ

Годы жизни: 1942 – 2013

Чтобы не говорили о театральных профессиях, главная фигура в театре – артист. И мы, уж извините, самой природой созданы для популярности. Это наша профессиональная атмосфера. И артистам всегда необходимы зрители. Судьба — капризная дама, но если уж попали в театр, жмите на всю катушку… Счастье было учиться у Войнаровского, Симоновой, Гримм-Кислицыной, Гримма. Счастье работать с режиссером, — мастером неожиданных смелых решений, которые и приводят к художественным открытиям. В 80-е я был занят во всех спектаклях Юлия Гриншпуна. И готов был ему еще приплачивать за такое удовольствие и счастье. Чтобы жила легкая душа театра, а не та, что давит без радости, нужен театральный Мастер, который всему научит. Я люблю театр, люблю людей, с которыми работаю, люблю саму сущность театра, как меняющуюся иллюзию. Театр одаривает и забирает, любит и ждет, дает и прощает. Но больше всего я люблю пустую сцену. Это самое божественное ощущение, как перед сражением. Это священное место, где все всегда начинается как в первый раз.

 

Наталья Александровна Мысливчик

Солистка-вокалистка

Годы жизни: 1956 – 2013

Каждый не занятый в репертуаре артист, а тем более незамеченный, потенциально опасен для театра. Потому что нет другой такой профессии, в которой человек страстно желал бы работать. Мне повезло. У Константина Аркадьева я переиграла весь его репертуар. Я пела Анину в опере Верди «Травиата». Счастье было работать с такими мастерами как Виктор Тиц, Ефим Звеняцкий, Юлий Гриншпун, Лия Тубкис. И чем больше в театре будет воплощаться необычное, тем успешнее он будет жить и развиваться. Я прожила долгую жизнь на театре. Знаю по себе, всегда должна быть дистанция между жизнью на сцене и самой жизнью. Я убеждена, то что происходит за кулисами, кроме творчества, не надо выносить на широкую аудиторию. Иначе это сулит большими зрительскими разочарованиями. Волшебство рождается из чего-то другого. Из Тайны. Магии.

 

Василий Иванович Чечукалов

Заслуженный работник культуры РФ, артист хора, общественный директор

Годы жизни: 1927 – 2015

Что я вам хочу сказать. Театр с нами и без нас стоял и будет стоять. Свой театр я знаю и люблю. Каждую его клеточку. И не я один. Не себя любили в театре, а театр в соей душе две Лерочки – Чернегова и Французова, Лидия и Сергей Дьяченко, Петр Кисленко, Галя Белякова – Рябинина. Сколько их было, преданных театру. У меня видимо на роду написано – спасать, доставать, выручать. Представьте, театр по многу месяцев был на колесах. Гастроли тогда это вам ни как сейчас. Декорации имели способность перед самым открытием где-нибудь застревать. Помню, когда декорации застряли на Сахалине, а нам открываться во Владивостоке. Я к командующему ВВС: «Выручайте, товарищ генерал». Слава богу, знал его давно. И поверьте, декорации к вечеру были на месте. Я люблю театр, и желаю ему достойно переживать случающиеся трудности и вечной неуспокоенности тем, кто придет к нам на смену.

 

Андрей Валерьевич Непомнящий

Главный художник театра. Заслуженный работник культуры

Годы жизни: 1963 – 2014

— Театр – хрупкая игрушка от начала до конца – пророческие слова Юлия Изакиновича Гриншпуна. Мне кажется в театре нельзя ничего ломать. Нужно думать о том, как сохранять хорошее, доброе. Приумножать найденное и объединять только лучшие заповеди театральные. Театр – это большой труд, котрый вознаграждается редкими мгновениями счастья. Надо найчиться любить людей, которые вокруг и с тобой делают одно дело. Никому не завидовать. Радоваться успехам других. Не лениться смотреть и слушать мастеров, великую музыку, ходить в музеи и на выставки. В театре вчерашние заслуги не имеют никакой ценности. Каждый вечер удивительное и живое рождается на наших глазах. Чудо спектакля. Или не рождается. И отчего это зависит, не знает никто. Смысл театра и его беда в том, что каждый вечер он разный. Как заметил мудрый Петр Фоменко: «Если мы сегодня хотим повторить вчерашнюю ночь любви — эта попытка обречена на провал». Если с интересом заниматься театром, то он всегда, если не отблагодарит, то пойдет тебе на встречу. Обязательно.

 

Сергей Алексеевич Разенков

Главный дирижер. Заслуженный деятель искусств Р. Удмуртия

Годы жизни: 1957 – 2015

В театре ты связан с огромным количеством людей. От настроения, таланта, нервов, профессионального опыта, чутья зависит чрезвычайно много. Эта тонкая атмосфера содружества, партнерства, ученичества. Наша святая обязанность беречь и поддерживать хрупкий и творческий мир театра. Не жалеть сил для его процветания и не допускать разрушения. И с такими понятиями нужно обращаться аккуратно. Театр – мощный мир. И поэтому служить ему очень трудно, поскольку это требует огромной духовной силы, мужества, особой дисциплины, ответственности, профессионализма. И вдохновения, которое должно приходить точно по расписанию. И безусловно, культура театра, когда нет слова «нет». И так важно, чтобы «Бог поцеловал тебя в макушку. И не до, и не после, а вовремя спектакля». Театр терзает, испепеляет, сжигает. И при этом, является самым лучшим, что есть на этом свете, как любимая женщина.

 

Материал подготовила Тамара Бабурова.

 


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?