Не забыть их пророческие голоса / Тихоокеанская звезда | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Не забыть их пророческие голоса / Тихоокеанская звезда

Театр. Сколько ярких судеб знает театральная история. Сколько людей положили свои жизни на алтарь второго дома. Последние несколько лет мы теряли и теряли… Несправедливо рано, необратимо рано уходили из жизни мастера музыкального театра. Но всегда в нашей памяти. Мыслями и в мыслях тех, кто их знал, любил, дружил, вместе работал. В священны праздник «День театра» так и слышатся их пророческие голоса…


Светлана Михайловна Богданова

Помощник режиссера

Годы жизни: 1942 – 2009

Мне не редко советуют: «Зачем тебе этот театр? У тебя семья, муж, сын, пенсия… Сиди дома. Отдыхай». Но я не устала. Если бы только не болезни… С юности я знала, что такое сцена. Театр – вся моя жизнь. Приходилось и петь в хоре, играть. Я всегда была палочкой-выручалочкой. Бывало, меня буквально выталкивали на сцену, когда надо было кого-то срочно заменить, изменить непредвиденные обстоятельства. А теперь уйти и забыть? Нет! Не хочу! Мне не надо другой жизни. За все спектакли, которые я вела, у меня болит душа. Я люблю всех артистов, я всегда жила их интересами и интересами театра. В театре я много лет. Вроде бы знаю его от корки до корки, но с каждой новой постановкой, с каждым новым режиссером приходится проходить свои университеты заново. Я помню, как Владимир Канделаки первым мне сказал: «Ты не представляешь, что значит хороший помощник режиссера в театре. Я скоро уеду, а спектакли останутся. Без присмотра они быстро умрут. Ты должна знать и помнить все». Между прочим, раньше к помощнику режиссера по-другому относились. Прислушивались. Самое прекрасное, когда в театре живут и сохраняются добрые традиции.

 

Павленко Владлен Владиславович

Заслуженный артист РФ, лауреат «Золотой маски»

Годы жизни: 1971 – 2011

Театр. Это чувство не описать словами. Оно теплое. Нежное. Щемящее – на уровне детства. Именно здесь, в атмосфере театральных гримерок творится «своя собственная жизнь»…

В воздухе витает аромат духов, пота, радости, кофе. Шелест костюмов, шепот семейных драм, интриг и сплетен. Умопомрачительного смеха Желтоухова, который входит в твою кровь и взбадривает. Именно здесь чувствуешь себя частью чего-то большого. Пусть маленьким винтиком, но он имеет свое законное место. Игра основа нашей профессии. У детей с годами это проходит, а артисты этим живут до старости. Нас хлебом не корми, дай поиграть. У нас все артисты хорошие. Честно. Я играю на их струнах, а они на моих. Когда партнеры безмолствуют, то разговариваешь сам с собой. Не дай Бог! Я ценю в игре ненавязчивые полутона, но всегда держу свою ноту. Иногда кажется, что другой жизни кроме театра нет. И порой катастрофически не хватает воздуха, неба и скорости.

 

Алексей Ефимович Беда

Заслуженный артист РФ

Годы жизни: 1942 – 2013

Чтобы не говорили о театральных профессиях, главная фигура в театре – артист. И мы, уж извините, самой природой созданы для популярности. Это наша профессиональная атмосфера. И артистам всегда необходимы зрители. Судьба — капризная дама, но если уж попали в театр, жмите на всю катушку… Счастье было учиться у Войнаровского, Симоновой, Гримм-Кислицыной, Гримма. Счастье работать с режиссером, — мастером неожиданных смелых решений, которые и приводят к художественным открытиям. В 80-е я был занят во всех спектаклях Юлия Гриншпуна. И готов был ему еще приплачивать за такое удовольствие и счастье. Чтобы жила легкая душа театра, а не та, что давит без радости, нужен театральный Мастер, который всему научит. Я люблю театр, люблю людей, с которыми работаю, люблю саму сущность театра, как меняющуюся иллюзию. Театр одаривает и забирает, любит и ждет, дает и прощает. Но больше всего я люблю пустую сцену. Это самое божественное ощущение, как перед сражением. Это священное место, где все всегда начинается как в первый раз.

 

Наталья Александровна Мысливчик

Солистка-вокалистка

Годы жизни: 1956 – 2013

Каждый не занятый в репертуаре артист, а тем более незамеченный, потенциально опасен для театра. Потому что нет другой такой профессии, в которой человек страстно желал бы работать. Мне повезло. У Константина Аркадьева я переиграла весь его репертуар. Я пела Анину в опере Верди «Травиата». Счастье было работать с такими мастерами как Виктор Тиц, Ефим Звеняцкий, Юлий Гриншпун, Лия Тубкис. И чем больше в театре будет воплощаться необычное, тем успешнее он будет жить и развиваться. Я прожила долгую жизнь на театре. Знаю по себе, всегда должна быть дистанция между жизнью на сцене и самой жизнью. Я убеждена, то что происходит за кулисами, кроме творчества, не надо выносить на широкую аудиторию. Иначе это сулит большими зрительскими разочарованиями. Волшебство рождается из чего-то другого. Из Тайны. Магии.

 

Василий Иванович Чечукалов

Заслуженный работник культуры РФ, артист хора, общественный директор

Годы жизни: 1927 – 2015

Что я вам хочу сказать. Театр с нами и без нас стоял и будет стоять. Свой театр я знаю и люблю. Каждую его клеточку. И не я один. Не себя любили в театре, а театр в соей душе две Лерочки – Чернегова и Французова, Лидия и Сергей Дьяченко, Петр Кисленко, Галя Белякова – Рябинина. Сколько их было, преданных театру. У меня видимо на роду написано – спасать, доставать, выручать. Представьте, театр по многу месяцев был на колесах. Гастроли тогда это вам ни как сейчас. Декорации имели способность перед самым открытием где-нибудь застревать. Помню, когда декорации застряли на Сахалине, а нам открываться во Владивостоке. Я к командующему ВВС: «Выручайте, товарищ генерал». Слава богу, знал его давно. И поверьте, декорации к вечеру были на месте. Я люблю театр, и желаю ему достойно переживать случающиеся трудности и вечной неуспокоенности тем, кто придет к нам на смену.

 

Андрей Валерьевич Непомнящий

Главный художник театра. Заслуженный работник культуры

Годы жизни: 1963 – 2014

— Театр – хрупкая игрушка от начала до конца – пророческие слова Юлия Изакиновича Гриншпуна. Мне кажется в театре нельзя ничего ломать. Нужно думать о том, как сохранять хорошее, доброе. Приумножать найденное и объединять только лучшие заповеди театральные. Театр – это большой труд, котрый вознаграждается редкими мгновениями счастья. Надо найчиться любить людей, которые вокруг и с тобой делают одно дело. Никому не завидовать. Радоваться успехам других. Не лениться смотреть и слушать мастеров, великую музыку, ходить в музеи и на выставки. В театре вчерашние заслуги не имеют никакой ценности. Каждый вечер удивительное и живое рождается на наших глазах. Чудо спектакля. Или не рождается. И отчего это зависит, не знает никто. Смысл театра и его беда в том, что каждый вечер он разный. Как заметил мудрый Петр Фоменко: «Если мы сегодня хотим повторить вчерашнюю ночь любви — эта попытка обречена на провал». Если с интересом заниматься театром, то он всегда, если не отблагодарит, то пойдет тебе на встречу. Обязательно.

 

Сергей Алексеевич Разенков

Главный дирижер. Заслуженный деятель искусств Р. Удмуртия

Годы жизни: 1957 – 2015

В театре ты связан с огромным количеством людей. От настроения, таланта, нервов, профессионального опыта, чутья зависит чрезвычайно много. Эта тонкая атмосфера содружества, партнерства, ученичества. Наша святая обязанность беречь и поддерживать хрупкий и творческий мир театра. Не жалеть сил для его процветания и не допускать разрушения. И с такими понятиями нужно обращаться аккуратно. Театр – мощный мир. И поэтому служить ему очень трудно, поскольку это требует огромной духовной силы, мужества, особой дисциплины, ответственности, профессионализма. И вдохновения, которое должно приходить точно по расписанию. И безусловно, культура театра, когда нет слова «нет». И так важно, чтобы «Бог поцеловал тебя в макушку. И не до, и не после, а вовремя спектакля». Театр терзает, испепеляет, сжигает. И при этом, является самым лучшим, что есть на этом свете, как любимая женщина.

 

Материал подготовила Тамара Бабурова.