Легенды музыкального театра / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Легенды музыкального театра / Приамурские ведомости

«Помнишь ли ты?» — под таким названием 2 декабря пройдёт праздничный концерт по случаю 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра. Это значимое событие в жизни дальневосточной столицы (скажите, разве можно представить её без первого в стране театра музкомедии и тех по истине легендарных актёров и режиссёров, что здесь работали?!) решила по-своему отметить и газета «Приамурские ведомости».

Читателям будет предложена серия материалов о людях, которые на протяжении многих лет радовали публику со сцены театра. И первый наш собеседник — легендарный Игорь Желтоухов. Народный артист. Звезда. Человек, который здесь служит искусству на протяжении 45 (!) лет.

— Театр — моя жизнь, — говорит Игорь Евгеньевич. — Очень люблю свою профессию. Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я бы прожил её точно так же.

«Помнишь ли ты?» — под таким названием 2 декабря пройдёт праздничный концерт по случаю 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра. Это значимое событие в жизни дальневосточной столицы (скажите, разве можно представить её без первого в стране театра музкомедии и тех по истине легендарных актёров и режиссёров, что здесь работали?!) решила по-своему отметить и газета «Приамурские ведомости».

Читателям будет предложена серия материалов о людях, которые на протяжении многих лет радовали публику со сцены театра. И первый наш собеседник — легендарный Игорь Желтоухов. Народный артист. Звезда. Человек, который здесь служит искусству на протяжении 45 (!) лет.

— Театр — моя жизнь, — говорит Игорь Евгеньевич. — Очень люблю свою профессию. Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я бы прожил её точно так же.

Концерт для строителей

Как известно, музыкальный театр довольно долго располагался по улице Шевченко (сейчас здесь находится Хабаровская краевая филармония) и только в 1977 году переехал на новую «квартиру». Игорь Желтоухов отлично помнит, как строилось здание театра по улице Карла Маркса, 64.

— Вначале, понятно, заложили фундамент, который простоял лет восемь, — рассказывает Игорь Евгеньевич. — Помнится, даже были гневные письма в крайком партии: кому, дескать, нужна эта стройка в центре города рядом с парком «Динамо»? Между тем, сам театр построили  буквально за год. Тогдашний первый секретарь крайкома КПСС Алексей Климентьевич Чёрный каждый рабочий день начинал с этого объекта и лично интересовался, как идут дела. А знаете, когда здесь состоялось первое представление? Когда в театре не было ни то что зала, даже пола — только доски постелили. Артисты из старого помещения театра притащили пианино и устроили концерт для строителей. А после выступления мы стали бросать  мелочь (у кого сколько было). И эти деньги уходили под доски и до сих пор где-то лежат. Мы уйдем, а они останутся.

Театр, по воспоминаниям Игоря Желтоухова, получился настоящим красавцем. А потом было его торжественное открытие. Ленточку доверили перерезать замечательной артистке Зеле Петровне Гримм-Кислицыной.

Как Желтоухов Гримм-Кислицыну не поймал

С народной артисткой Зелей Гримм-Кислицыной Игорь Евгеньевич выходил на сцену множество раз. Два мастера под стать друг другу по таланту, по востребованности, по зрительской любви — всё это напоминало театр двух артистов. Между тем, первое появление на сцене Желтоухова с Гримм-Кислицыной  не обошлось без курьёза.

— Когда я только пришёл в театр, то оказался в роли… «палочки-выручалочки», — вспоминает Игорь Евгеньевич. — У меня было много вводов. Стоило кому-нибудь из артистов по той или иной причине выпасть из обоймы, мне тут же говорили: «Игорёк, выручай!». Так произошло и со спектаклем «Венские встречи». Звонит  помощник режиссёра и просит меня кого-то подменить.  Мне быстро объясняют, что надо делать.  Спектакль прошёл на «ура», публика (а в зале аншлаг) в восторге. И вот доходит очередь до поклонов. Мне говорят: «Ты первым выходишь, а Зеля Петровна — следом». Я такой, знаете, одухотворенный выбегаю, кланяюсь. Потом появляется Гримм-Кислицына, делает «ласточку» и… падает на живот. Я ничего понять не могу. А Зеля тем временем поднимается, улыбается во весь рот и тихо говорит мне: «Ну сволочь, подожди!». Оказывается, по сценарию я должен был её поймать. Но меня-то никто не предупредил. Так мы с Зелей Петровной и познакомились (улыбается).

За театральную жизнь, продолжает Желтоухов, у меня было много партнерш, но более комфортно я чувствовал себя именно с Гримм-Кислицыной. Уникальная артистка. Она выходила на сцену, улыбалась, а в зале уже аплодисменты. До работы Зеля Петровна была очень жадная, дотошная и требовательная. Всё сама, сама… Вот и ушла из жизни раньше времени. Её муж — Валентин Аполлонович Гримм тоже был замечательным артистом. Помню, ещё работая в ТЮЗе, я ходил на спектакли в музкомедию только тогда, когда играл Гримм.

Батя и сынок

Разумеется, самые светлые воспоминания у Игоря Желтоухова остались и от работы с первым на Дальнем Востоке народным артистом РСФСР Игорем Юрьевичем Войнаровским.

— Он звал меня запросто: сынок, а я его — батей, — говорит Игорь Евгеньевич. — Войнаровский был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Музыкальному театру он служил с 1936 года и по праву считался корифеем. Вместе с Игорем Юрьевичем работала и его супруга, блестящая актриса Нина Ивановна Симонова. На первых порах Войнаровский мне много помогал, я ходил за ним буквально по пятам и всё впитывал словно губка. Отлично помню нашу первую встречу с мэтром. «Значится так, сынок, — произнёс Игорь Юрьевич. — Твоя задача: каждый день приносить два бутерброда». «Зачем? — думаю я. — Он что, кушать хочет?». Но раз сказал, надо выполнять. Вот заканчивается спектакль, артисты разгримируются. Батя достает из одного кармана бутылку водки, из другого — стакан. Выпивает, закусывает моим бутербродом. А потом говорит: «Теперь твоя очередь, давай с устатку. И запомни: до спектакля, во время спектакля и вместо спектакля — никогда, а вот после него не грех и выпить». На всю жизнь я заполнил эти слова и до сих пор следую этому правилу.

Войнаровский с Симоновой уехали из Хабаровска в Казахстан, где на протяжении еще довольно долгого времени служили театральному искусству, потом перебрались в Москву. В последний раз они приезжали в дальневосточную столицу в 1996 году на 70-летие музыкального театра.

— Заходит Игорь Юрьевич ко мне в гримерку и говорит: «Ну здравствуй, сынок!», — продолжает Желтоухов. — А когда увидел моего сына Дениску, расчувствовался, прослезился. У меня есть уникальная фотография: Денис вместе с Игорем Юрьевичем и Ниной Ивановной.  Войнаровский прожил большую и насыщенную жизнь и умер в 90-летнем возрасте. Нет уже и  Нины Ивановны. Но династия Войнаровских продолжается. Их сын — популярный актер и певец, заслуженный артист России Вячеслав Войнаровский, а внук Игорь — артист театра и кино.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

На снимке: Первое представление в музыкальном театре по улице Карла Маркса артисты дали ещё задолго до его открытия.

Фото из личного архива Игоря Желтоухова.


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?