Легенды музыкального театра / Приамурские ведомости | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Легенды музыкального театра / Приамурские ведомости

«Помнишь ли ты?» — под таким названием 2 декабря пройдёт праздничный концерт по случаю 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра. Это значимое событие в жизни дальневосточной столицы (скажите, разве можно представить её без первого в стране театра музкомедии и тех по истине легендарных актёров и режиссёров, что здесь работали?!) решила по-своему отметить и газета «Приамурские ведомости».

Читателям будет предложена серия материалов о людях, которые на протяжении многих лет радовали публику со сцены театра. И первый наш собеседник — легендарный Игорь Желтоухов. Народный артист. Звезда. Человек, который здесь служит искусству на протяжении 45 (!) лет.

— Театр — моя жизнь, — говорит Игорь Евгеньевич. — Очень люблю свою профессию. Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я бы прожил её точно так же.

«Помнишь ли ты?» — под таким названием 2 декабря пройдёт праздничный концерт по случаю 90-летия Хабаровского краевого музыкального театра. Это значимое событие в жизни дальневосточной столицы (скажите, разве можно представить её без первого в стране театра музкомедии и тех по истине легендарных актёров и режиссёров, что здесь работали?!) решила по-своему отметить и газета «Приамурские ведомости».

Читателям будет предложена серия материалов о людях, которые на протяжении многих лет радовали публику со сцены театра. И первый наш собеседник — легендарный Игорь Желтоухов. Народный артист. Звезда. Человек, который здесь служит искусству на протяжении 45 (!) лет.

— Театр — моя жизнь, — говорит Игорь Евгеньевич. — Очень люблю свою профессию. Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я бы прожил её точно так же.

Концерт для строителей

Как известно, музыкальный театр довольно долго располагался по улице Шевченко (сейчас здесь находится Хабаровская краевая филармония) и только в 1977 году переехал на новую «квартиру». Игорь Желтоухов отлично помнит, как строилось здание театра по улице Карла Маркса, 64.

— Вначале, понятно, заложили фундамент, который простоял лет восемь, — рассказывает Игорь Евгеньевич. — Помнится, даже были гневные письма в крайком партии: кому, дескать, нужна эта стройка в центре города рядом с парком «Динамо»? Между тем, сам театр построили  буквально за год. Тогдашний первый секретарь крайкома КПСС Алексей Климентьевич Чёрный каждый рабочий день начинал с этого объекта и лично интересовался, как идут дела. А знаете, когда здесь состоялось первое представление? Когда в театре не было ни то что зала, даже пола — только доски постелили. Артисты из старого помещения театра притащили пианино и устроили концерт для строителей. А после выступления мы стали бросать  мелочь (у кого сколько было). И эти деньги уходили под доски и до сих пор где-то лежат. Мы уйдем, а они останутся.

Театр, по воспоминаниям Игоря Желтоухова, получился настоящим красавцем. А потом было его торжественное открытие. Ленточку доверили перерезать замечательной артистке Зеле Петровне Гримм-Кислицыной.

Как Желтоухов Гримм-Кислицыну не поймал

С народной артисткой Зелей Гримм-Кислицыной Игорь Евгеньевич выходил на сцену множество раз. Два мастера под стать друг другу по таланту, по востребованности, по зрительской любви — всё это напоминало театр двух артистов. Между тем, первое появление на сцене Желтоухова с Гримм-Кислицыной  не обошлось без курьёза.

— Когда я только пришёл в театр, то оказался в роли… «палочки-выручалочки», — вспоминает Игорь Евгеньевич. — У меня было много вводов. Стоило кому-нибудь из артистов по той или иной причине выпасть из обоймы, мне тут же говорили: «Игорёк, выручай!». Так произошло и со спектаклем «Венские встречи». Звонит  помощник режиссёра и просит меня кого-то подменить.  Мне быстро объясняют, что надо делать.  Спектакль прошёл на «ура», публика (а в зале аншлаг) в восторге. И вот доходит очередь до поклонов. Мне говорят: «Ты первым выходишь, а Зеля Петровна — следом». Я такой, знаете, одухотворенный выбегаю, кланяюсь. Потом появляется Гримм-Кислицына, делает «ласточку» и… падает на живот. Я ничего понять не могу. А Зеля тем временем поднимается, улыбается во весь рот и тихо говорит мне: «Ну сволочь, подожди!». Оказывается, по сценарию я должен был её поймать. Но меня-то никто не предупредил. Так мы с Зелей Петровной и познакомились (улыбается).

За театральную жизнь, продолжает Желтоухов, у меня было много партнерш, но более комфортно я чувствовал себя именно с Гримм-Кислицыной. Уникальная артистка. Она выходила на сцену, улыбалась, а в зале уже аплодисменты. До работы Зеля Петровна была очень жадная, дотошная и требовательная. Всё сама, сама… Вот и ушла из жизни раньше времени. Её муж — Валентин Аполлонович Гримм тоже был замечательным артистом. Помню, ещё работая в ТЮЗе, я ходил на спектакли в музкомедию только тогда, когда играл Гримм.

Батя и сынок

Разумеется, самые светлые воспоминания у Игоря Желтоухова остались и от работы с первым на Дальнем Востоке народным артистом РСФСР Игорем Юрьевичем Войнаровским.

— Он звал меня запросто: сынок, а я его — батей, — говорит Игорь Евгеньевич. — Войнаровский был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Музыкальному театру он служил с 1936 года и по праву считался корифеем. Вместе с Игорем Юрьевичем работала и его супруга, блестящая актриса Нина Ивановна Симонова. На первых порах Войнаровский мне много помогал, я ходил за ним буквально по пятам и всё впитывал словно губка. Отлично помню нашу первую встречу с мэтром. «Значится так, сынок, — произнёс Игорь Юрьевич. — Твоя задача: каждый день приносить два бутерброда». «Зачем? — думаю я. — Он что, кушать хочет?». Но раз сказал, надо выполнять. Вот заканчивается спектакль, артисты разгримируются. Батя достает из одного кармана бутылку водки, из другого — стакан. Выпивает, закусывает моим бутербродом. А потом говорит: «Теперь твоя очередь, давай с устатку. И запомни: до спектакля, во время спектакля и вместо спектакля — никогда, а вот после него не грех и выпить». На всю жизнь я заполнил эти слова и до сих пор следую этому правилу.

Войнаровский с Симоновой уехали из Хабаровска в Казахстан, где на протяжении еще довольно долгого времени служили театральному искусству, потом перебрались в Москву. В последний раз они приезжали в дальневосточную столицу в 1996 году на 70-летие музыкального театра.

— Заходит Игорь Юрьевич ко мне в гримерку и говорит: «Ну здравствуй, сынок!», — продолжает Желтоухов. — А когда увидел моего сына Дениску, расчувствовался, прослезился. У меня есть уникальная фотография: Денис вместе с Игорем Юрьевичем и Ниной Ивановной.  Войнаровский прожил большую и насыщенную жизнь и умер в 90-летнем возрасте. Нет уже и  Нины Ивановны. Но династия Войнаровских продолжается. Их сын — популярный актер и певец, заслуженный артист России Вячеслав Войнаровский, а внук Игорь — артист театра и кино.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

На снимке: Первое представление в музыкальном театре по улице Карла Маркса артисты дали ещё задолго до его открытия.

Фото из личного архива Игоря Желтоухова.