Юрий Тихонов. На алтаре Мельпомены / Еженедельник «Аргументы и Факты» №39 / 23.09.2015 | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Юрий Тихонов. На алтаре Мельпомены / Еженедельник «Аргументы и Факты» №39 / 23.09.2015

Юрий Тихонов: хабаровский зритель – особенный

Жители дальневосточной столицы больше любят музыкальные классические спектакли, считает артист хабаровского краевого музыкального театра.

75 лет исполнилось знаменитому и любимому несколькими поколениями зрителей, хабаровскому артисту Юрию Тихонову. Юбилей заслуженного артиста России совпал с 90-м сезоном хабаровского краевого музыкального театра, в котором он служит Мельпомене больше 40 лет. Об искусстве в себе и о себе в искусстве, о театре — в общем, и хабаровском в частности, «АиФ-Дальинформ» беседует с юбиляром.

Из танка на сцену

Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: — Юрий Иванович, как вы оказались в Хабаровске? Ведь родом вы не из наших мест.

Юрий Тихонов: — Я вырос в тайге, на Урале, в посёлке Леспромхоз, где заготавливали лес. Мои родители профессионально творчеством не занимались, но так хорошо пели на два голоса русские песни, что без них в посёлке не обходилось ни одно торжество — будь то свадьбы, дни рождения или какой другой праздник. А отец играл ещё на гармошке и балалайке, и научил этому меня. В школьные годы я с удовольствием занимался в самодеятельности в местном ДК. Так что певческие таланты в нашей семье от природы.

Когда пришло время идти в армию, определили меня в танкисты. Полгода проходил курс молодого бойца в Чебаркуле под Екатеринбургом (тогда город Свердловск — прим. авт.), и должен был стать командиром танка Т34. По распределению нас направили в северную группу войск в Польшу. Но на вокзале, выстроив всех новобранцев в ряд, офицер задал вопрос: «Кто из вас на гражданке занимался в самодеятельности и кто поёт?». Естественно, я сделал шаг вперёд. Вот с этого момента и началась моя артистическая судьба.

А оказался в Хабаровске тоже волею случая. После Гнесенского училища, где получил диплом артиста музыкальной комедии, по распределению попал в Саранск. В те годы на сдачу дипломных спектаклей приезжали в училище директора театров и давали заявки на выпускников. А мы даже об этом не знали. Я, вообще, хотел работать в Одессе, Пятигорске или в Омске. Но директор саранского оперного театра всех опередил. Пришлось ехать. Правда, через полгода саранский оперный переформировали в оперетту, и я четыре года там отработал.

За это время я женился и у меня родился сын. Жена моя родом с Дальнего Востока, поэтому выбирать место дальнейшей жизни долго не пришлось. Переехали во Владивосток, а там тогда не было театра — только филармония. Пришлось устроиться туда. Однажды я с группой артистов отправился на гастроли в Хабаровск. Выступали в театре музыкальной комедии. Он находился в те годы на Шевченко, где сейчас филармония. После очередного концерта, в котором я исполнял арии из популярных оперетт, директор хабаровского театра пригласил меня на разговор и предложил мне работу. Я сказал: всё зависит от условий, которые вы предложите. У меня жена-актриса и маленький ребёнок. Мне сразу предложили трёхкомнатную квартиру, и я не нашёл аргументов для отказа. Так, в 1972 году оказался в Хабаровске.

Ещё не всё спето

— За 43 года у Вас было множество разноплановых ролей в музыкальном театре. И вот сейчас, в юбилейный для театра сезон, на сцене вновь будет оперетта Имре Кальмана «Цыган-премьер», в котором Вы играли 40 лет назад. Каково это – возвращаться в прошлое?

— То, что мы начинаем свой юбилейный сезон со старого спектакля, — неплохо. Это бессмертная классика, которая всегда должна присутствовать в репертуаре театра. Ведь она (классика – прим. авт.), всегда даёт рост, потому, что там есть что петь. Оперетта — это маленькая опера. И знаете, нам сложно, потому, что мы разучились петь. Ведь в последнее время ставят одни водевильчики, где куплетная форма – тру-ля-ля. А это нужно по-настоящему петь. И даже мне, с опытом и школой, тяжеловато.

— Вы почти 10 лет совмещали должности директора музкомедии и художественного руководителя. На ваш взгляд — чего не хватает нынешним управленцам?

— В последнее время везде сложилась тенденция — к руководству в театры, и не только нашего города, приходят люди, у которых нет нужного образования. Видимо, сократилось всё до минимума. Раньше в Москве и в Ленинграде готовили именно директоров театров. Теперь, наверное, эта профессия стала не престижной.

А режиссёров, особенно музыкальных, совсем не осталось. Это вообще штучная профессия. Музыкальный режиссёр должен иметь соответствующее образование — владеть музыкальным инструментом, уметь проиграть клавир. Если тебе природа не дала такого таланта — научиться этому невозможно. Нет, можно научиться разводить сцены, но настоящих, таких, как Станиславский, Товстоногов, Марк Захаров, Олег Ефремов очень мало. Это созидатели. Они не делали спектакли за пару недель, как сейчас принято. Приглашённый из Москвы режиссёр приезжает, проводит читку, и уезжает. А через месяц разводит сцены — и спектакль готов.

Многие современные режиссёры и музыку-то не знают, а в ней заложена драматургия. Поэтому единой концепции у них к спектаклям нет. Потому зачастую сейчас и получается вместо музыкального спектакля – драматический с музыкальными номерами. Потому-то и упал зрительский спрос. Ведь конкуренция нынче огромная — кино, Интернет, телевидение. Сколько каналов появилось — сосчитать невозможно. И в них ведь можно найти что-то приличное. Это всё отвлекает. Надо ставить такие спектакли, чтобы зритель ходил.

Театральный диалог

— Что нужно сейчас хабаровскому театру, чтобы не потерять своего зрителя?

— Чтобы зритель ходил в театр, нам нужно быть на очень большой высоте. И надо знать вкусы нашего города, которые очень отличаются от других городов. Наш зритель больше любит музыкальные классические спектакли. С хорошей музыкой, где можно показать вокал. Но, к сожалению, подобное ставится сейчас очень мало. Когда я был директором театра, мы устраивали зрительские конференции. Актёры садились на сцене, а из зала зрители задавали вопросы. Мы обменивались мнениями, выясняли, какие спектакли хабаровчане хотели бы увидеть в театре, и брали на заметку предложенное. Сейчас ничего подобного нет.

Надеемся, все недостатки вскоре исправятся, и театр в новом сезоне предложит зрителю много интересных музыкальных спектаклей.

Досье «АиФ-Дальинформ»

Юрий Тихонов. Родился 21 сентября 1940 г. Закончил: Московское музыкальное училище им.Гнесиных (концертно-камерный оперный певец); Хабаровский государственный институт искусств и культуры (режиссёр театра). С 1972 г. — артист-вокалист хабаровского театра музыкальной комедии. С 1990 по 2000 гг. — директор Музкомедии. В 1981 г. получил звание Заслуженный артист РФ

 

Источник: «Аргументы и Факты»


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?