Александр Лебедев: В краевом музыкальном театре подобралась сильная труппа | ХКМТ — «Хабаровский краевой музыкальный театр»
Внимание! Новый сайт работает в тестовом режиме!

Александр Лебедев: В краевом музыкальном театре подобралась сильная труппа

17 октября Хабаровский краевой музыкальный театр начинает свой новый, 90-й сезон. В этот день любителей Мельпомены ждет премьера — классическая оперетта легендарного Имре Кальмана «Цыган-премьер», которую поставил известный режиссер Александр Лебедев.

Александр Юрьевич уже хорошо знаком хабаровской публике. С прошлого года с успехом идет спектакль в его постановке «Как вернуть мужа».

В оперетте «Цыган-премьер» задействованы ведущие люди театра: народная артистка России, лауреат «Золотой маски» Татьяна Маслакова, заслуженные артисты РФ Юрий Тихонов, Зося Макашина, Федор Одинцов и Денис Желтоухов, а также Ольга Головина, Валентин Кравчук, Анна Иванилова, Олег Исаков, Надежда Бобовская и другие.

«Цыган-премьер» и… бенефис

Кстати, второй премьерный спектакль «Цыган-премьер», который намечен на 18 октября, отдан под бенефис заслуженного артиста России Юрия Тихонова, приуроченный сразу к двум датам — 75-летию самого Юрия Ивановича и 50-летию его творческой деятельности. Он будет играть главного героя. «Мне дороги все мои работы, но роль Пали Рича — особый случай», — считает Тихонов.

Корреспондент газеты «Приамурские ведомости» побывал на одной из репетиций, после которой пообщался с режиссером Александром Лебедевым.

— Александр Юрьевич, вы в Хабаровске уже не в первый раз. Наверняка у вас сформировалось мнение и о самом музыкальном театре, и об его актерах…

— У вас хороший, профессиональный театр. Труппа достаточно сильная и, что немаловажно, разнообразная. Сейчас в стране существует такая проблема: в театрах много молодых и возрастных артистов, а вот средний возраст (это мы пожинаем плоды перестройки) в большом дефиците. В Хабаровском же театре музыкальной комедии все ровно — есть и талантливая молодежь, и люди зрелого возраста, и уважаемые ветераны. В общем, сильный состав, с которым приятно работать.

— Можно, что называется, приоткрыть немного занавес и рассказать об оперетте «Цыган-премьер»?

— Это одна из ранних оперетт Имре Кальмана. Ведь он в начале своего творческого пути позиционировал себя, как оперный композитор. Любил Пуччини и веристов. Но достаточно быстро обрел свой стиль, «Цыган-премьер» — одна из первых побед Кальмана. Это уже не опера, а настоящая оперетта, ее жанровая основа — стиль венгерских цыган «вербункош». Это очень модная музыка конца XIX, начала ХХ века. После этого и начался золотой расцвет Кальмана — были написаны «Сильва», «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка»… Настоящие хиты, которые по сей день не сходят со сцен мира и любимы публикой. Помимо прекрасной музыки, здесь существует и драматический конфликт, понятный для зрителя. В «Цыган-премьере» извечный конфликт отцов и детей. Тем более что отец и сын — продолжатели семейной традиции, оба скрипача. Сын отрицает достижения отца, его творческую позицию, идет своим путем. Знакомая жизненная ситуация, не правда ли? Но в данном случае все усложняется еще тем, что и папа, и его отпрыск хотят жениться на одной и той же девушке.

— Слышал, что вы в свое время уже ставили «Цыган-премьер»…

— Дело было лет пять назад в Екатеринбурге на сцене академического театра музыкальной комедии. Знаю, что спектакль пользовался успехом. Я поддерживал отношения с актерами из труппы, и они мне хорошие рецензии присылали.

— Вернемся к хабаровской постановке. Именно «Цыган-премьер» выбрал для своего бенефиса старейший актер театра Юрий Тихонов…

— Для Юрия Ивановича роль Пали Рича очень дорога, и он с самого начала выстраивал такую стратегию своего бенефиса. Я не противоречу этому. С вокальной партией он справляется. Тем более мы точно не знаем, сколько должно быть лет персонажу, которого играет Тихонов. Может быть, Пали Ричу 45-50 лет, а может и больше… Вообще, у нас три исполнителя на эту роль. Валентин Кравчук достаточно молод, и у него могут возникнуть некоторые проблемы, чтобы сыграть человека постарше себя. Второй исполнитель Федор Одинцов уже, так сказать, покрепче возрастом. Есть еще и аксакал Юрий Тихонов. Надеюсь, что у каждого из них получится свой Пали Рич. К слову, Юрий Иванович когда-то давно уже играл эту роль. Но это был совершенно другой «Цыган-премьер». Ведь ставилась та оперетта еще в советскую эпоху.

Первый факультет музыкальной режиссуры в мире

— Будем надеяться, что новая постановка оперетты «Цыган-премьер» придется зрителям по душе. А теперь хочется коснуться вашей довольно богатой биографии. Как начинался ваш театр?

— Родился в Ленинграде, но мое детство и юность прошли в Омске. Мама моя работала в театре музыкальной комедии. Так что я — дитя кулис. Не могу сказать, что театр — это моя мечта с детства. Но как-то само собой случилось, что я стал театральным режиссером (улыбается). Поехал в свой родной город на Неве, где окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) ордена Ленина государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Учился на факультете музыкальной режиссуры (класс Маргариты Давыдовны Слуцкой). Могу похвастаться: это был первый факультет музыкальной режиссуры в мире, основанный в 1933 году. У его истоков стоял Эммануил Каплан, и многое из той каплановской школы (Маргарита Давыдовна, к слову, одна из его учениц) сохранилось. Каплан был тенором. Как актер-исполнитель известен по роли Трике в музыкальном фильме-опере «Евгений Онегин». Выдающийся режиссер со сложной судьбой. Я, конечно, Каплана не застал, но был много о нем наслышан. Когда же сам окончил консерваторию, в стране грянула перестройка, повлекшая за собой развал СССР. Работы не стало никакой! Думаю, что эта эпоха потеряла множество талантливых людей, которые ушли в бизнес, уехали за границу… Однако сам, в отличие от многих своих знакомых, остался в профессии. Когда же в стране жизнь стала стабилизироваться, я немного поработал в Иркутске, затем в Ростове-на-Дону. Потом судьба забросила в некогда советскую Украину — в Донецк в театр оперы и балета имени Соловьяненко, где мне была предложена должность главного режиссера. Когда меня пригласили в Новосибирский театр музыкальной комедии, с удовольствием принял предложение. Подумал, мол, хватит мне в опере находиться. Потом я получил приглашение взять курс на кафедре режиссуры и актерского мастерства Новосибирского театрального института, где в настоящее время и работаю. Являюсь доцентом, у меня свой курс, кроме того еще преподаю на двух других курсах. Институт меня принял, что называется, с распростертыми объятиями. Мне здесь достаточно комфортно, работать интересно.

От «Жизель» до «12 стульев»

— Александр Юрьевич, знаю, что радиобалет «Жизель», который вы в свое время поставили, стал лауреатом фестиваля радиоработ в Италии…

— Это было как раз в лихие 1990-е. Тогда я сотрудничал с лабораторией современной драматургии, где организовывал читки, а также с театром студии «Особняк», который, кстати, до сих пор жив в Санкт-Петербурге. Там я поставил несколько драматических спектаклей, мы ездили на разные фестивали. Вот тогда и появился радиобалет «Жизель». Между прочим, он одно время часто транслировался по радио «Россия». Там замечательные артисты участвовали — Сергей Безруков, Оксана Мысина, Геннадий Назаров, друг Высоцкого Всеволод Абдулов. Помню, с Всеволодом Осиповичем во время записи был такой эпизод. Он должен был параллельно озвучивать какой-то американский фильм, — с приличной оплатой. Ну, думаю, человек поставит мне условия, постарается изменить график записи. Ан нет. Ни одной записи Абдулов не сорвал, работал четко, профессионально. А пьеса на самом деле получилась хорошей и была отмечена призом на фестивале в Италии.

— Спустя годы вы уже в Новосибирском музыкальном театре поставили мюзикл «12 стульев», ставший дипломантом национальной премии «Золотая маска»…

— Кроме меня были номинированы дирижер мюзикла Александр Новиков, а также исполнители роли Остапа и Кисы Воробьянинова. И мы отправились покорять столицу. Я поставил задачу перед труппой — приехать и просто сыграть хорошо. И это считаю нашей победой. То, что мы «Маску» не получили, уже другой вопрос. Видимо, другие спектакли тоже были неплохими (улыбается). Мы, кстати, взяли музыку Геннадия Гладкова. Нас многие попрекали: вы, мол, не переиграете «12 стульев» Марка Захарова с Мироновым и Папановым. Но мы и не собирались никого переигрывать, у нас была совершенно другая концепция. За эти годы ведь столько изменилось, уже и страна другая. Например, Остапа мы делаем значительно моложе: он импульсивный, энергичный, такой, знаете, современный Фигаро. И я не вижу, что у нас с Мироновым и уж тем более с Захаровым возникает какое-то соревнование. И темп спектакля у нас другой. Получилась битва, сумасшедшая гонка. И самое главное, что публике наш мюзикл пришелся по душе.

«Сейчас мы временщики»

— Вижу, что новосибирский зритель вас принял. Но своим городом вы, очевидно, по-прежнему считаете Санкт-Петербург?

— Разумеется. Хотя в Новосибирске я уже шестой год, с городом познакомился, и он меня принял. Преподаю в институте, ставлю постановки уже не только в музкомедии, но и в других тамошних театрах. Но Питер — это мой город, здесь я родился, здесь живет моя семья. И я туда постоянно возвращаюсь. Жизнь так устроена, что человек моей профессии постоянно в разъездах. В советские времена было по-другому. Приезжал человек в город, который его пригласил, надолго. Там получал ведомственную квартиру, которая со временем переходила в его собственность. Все это способствовало пусканию корней. А сейчас мы временщики. Я, например, в Новосибирске живу в съемной квартире. Считаю, что это не способствует развитию культуры в провинции. Как ни крути, большинство театральных вузов расположены в европейской части страны, и кадры по большому счету делаются не в Хабаровске, Биробиджане или Петропавловске-Камчатском. Значит, надо кадры туда привлекать. А привлечь лучше всего гаванью. Но получается, что специалист приезжает временно, и отсюда постоянная текучка. И многие кадровые вопросы из-за этого не решаются должным образом.

— Не хочется завершать нашу беседу на минорной ноте. Александр Юрьевич, в ваших планах еще есть постановки в Хабаровске?

— В принципе я готов к сотрудничеству и с удовольствием откликнусь на новое предложение, если оно поступит. Пользуясь случаем, хочу поздравить Хабаровский краевой музыкальный театр с 90-ым театральным сезоном. Приятно, что он начинается с моей постановки «Цыган-премьер». Надеюсь, в зале будет аншлаг.

Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Источник: Примурские ведомости, №№ 76-77 (7957-7958) 7 октября 2015 года