«АиФ»: эксперименты во имя перемен | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

«АиФ»: эксперименты во имя перемен

 

Хабаровский краевой музыкальный театр изменил подход к работе

В преддверии закрытия 93-го театрального сезона в Хабаровском краевом музыкальном театре планируется открытие малой сцены. Для хабаровчан поставили шпионскую мелодраму «Мата Хари» по пьесе Елены Греминой «Глаза дня».С августа 2018 года главным режиссёром музыкального театра стала Дарья Пантелеева. Незадолго до этого Дарья уже работала в хабаровском театре над постановкой «Трактирщица».

Великие дела новыми руками

-Дарья, как вы оказались на Дальнем Востоке и, в частности, в Хабаровске?

— В 2014 году меня пригласили в новый оперный театр во Владивостоке, и я согласилась. Оркестр, вокальная и балетные труппы собирались в основном из артистов и исполнителей Москвы и Санкт-Петербурга. Из Владивостока было не так много людей. И так вышло, что меня туда тоже пригласили, как режиссёра. А уже с августа 2018 года я работаю в Хабаровске. Сюда тоже пригласили работать. Пригласил художественный руководитель театра Сергей Листопадов.

-Как у вас складывается работа здесь?

— Если во Владивостоке был оперный театр, то здесь — музыкальный. А музыкальный театр — это уже другое. Это и разножанровость, и разноплановость. Здесь мы наметили, что в год мы обязательно будем ставить не меньше четырёх спектаклей. И решили, что у нас будет так: одна оперетта, один мюзикл, один музыкально-драматический спектакль и один детский спектакль. Это интересно в том плане, что есть возможность работать в разных жанрах и пробовать себя в чём-то новом. К тому же мы весь сезон пытались экспериментировать и привносить новое и своё в тот или иной жанр.В этом и был интерес.

— А как на эти эксперименты отреагировали артисты?

— По-разному. Здесь есть часть труппы, которая в принципе готова к такому, но далеко не вся. Поэтому, естественно, мы сталкиваемся с постоянным сопротивлением. Допустим, спектакль «Чайка» вызвал абсолютно разные эмоции. Кому-то он понравился, потому что он сам по себе считается здесь экспериментальным. А кому-то не понравилось, потому что привыкли к классике. Понятно, что мы сталкиваемся с абсолютно разными мнениями, но здесь есть небольшая группа артистов, которая готова идти дальше.

-Если от артистов пошла волна сопротивления, то какая реакция была у зрителей?

— Опять же, у каждого своя реакция. В Хабаровске довольно интересный зритель, который готов реагировать на эту иммерсивность. Много людей неподготовленных, которые привыкли к классической оперетте. И поначалу они как-то колебались. После спектакля «Чайка» мы вместе с художественным руководителем театра решили начать устраивать обсуждения со зрителями. После «Чайки» это было очень важно для нас, потому что хотелось узнать мнение публики на что-то новое, для того чтобы понимать, к чему идёт современный театр, к чему мы стремимся и чего конкретно хочет зритель в Хабаровске. И на обсуждении были очень резкие и негативные отзывы со стороны более пожилого поколения, которые кричали, что мы убиваем музыкальный театр и его традиции. Сейчас идёт спор по всей России, и даже актёр Евгений Миронов не так давно говорил, что никто не собирается убивать традиции, но просто нужно пробовать что-то новое и стремиться к чему-то большему, при этом основываясь на этих традициях. А другая часть публики, более молодая и в чём-то прогрессивная, наоборот, очень позитивно отнеслась. Получилось такое столкновение зрителей. Одни против других и у каждого своё мнение. Поэтому такие обсуждения нужны и важны, потому что это шанс услышать сразу несколько мнений и позиций и делать уже по-своему.

Большие постановки на малой сцене

— 19 июня у вас планируется открытие малой сцены театра. Каким образом было принято решение открыть сцену?

-Мы уже давно думали об открытии малой сцены в этом театре. Если раньше она выглядела как конференц-зал, то с этого года там начали заниматься студенты под руководством Татьяны Маслаковой. У них часто проходят всевозможные этюды, занятия по актёрскому мастерству и, в связи с этим, малый зал приспособили под камерную сцену. Даже не под сцену, а под камерное пространство. Мы подумали, почему бы и нет? Ведь условия зала с его хорошим звуком и освещением это позволяют. Сейчас нужно что-то делать не только на большой сцене. Хочется ещё и таких экспериментов, которые рассчитаны на небольшое количество людей, на совершенно другую публику. Вот именно поэтому мы её и открываем. Сама сцена позволяет делать не только экспериментальные вещи, но и проводить какие-то интересные концерты. Уже сейчас есть мысли сделать джазовые или фанковыеспектакли. И хочется, чтобы это всё шло в синтезе с современными пьесами и драматургами.

— Почему вы остановили свой выбор на спектакле «Мата Хари»?

-Во-первых, это дань памяти драматургу Елене Греминой. А во-вторых, наверное, выбор больше лёг именно из-за главной героини и вообще из-за состава. Последний спектакль в моей постановке «Адам+Ева=…» был для актёров чем-то новым. В нём мы использовали немного другие приёмы, не столько театральные, сколько актёрские. Мы попробовали современное направление, которое часто практикуют в столицах, иммерсивный и партисипативный театр, где зрителя приближают к себе. И часть артистов очень хорошо проявила себя, и у них всё получилось. Я подумала, что нужно найти пьесу именно под этих артистов. Главную героиню играет Юлия Лакомая, и, мне кажется, она очень интересно работает в новых направлениях. В ней, как и в Никите Туранове, и Надежде Бобовской, которые также играют в этом спектакле, открываются новые качества как в артистах. И получилось, что расклад по персонажам и их характерам идеально подходит актёрам. Конечно, для них это сложно, потому что совершенно другая манера игры, плюс новое ощущение, когда зритель сидит прямо перед тобой. Сложно и непривычно играть. Да и этот довольно близкий контакт со зрителем создаёт совершенно другую отдачу.

-Помимо открытия малой сцены у вас планируется ещё и закрытие театрального сезона. Чего ожидать зрителям?

— Сезон будет закрываться 4 и 5 июля спектаклем в жанре кабаре-комедия «Искусство жениться» по пьесе Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным». Для постановки мы пригласили режиссёра-постановщика, художественного руководителя Саратовского театра оперетты Александра Прасолова. Я считаю, что это спектакль для всех. Поэтому тут нет мысли, что кому-то не подойдёт, ведь проблемы, поднимаемые в спектакле, одинаковые для всех поколений. Что в Англии, что в России всё очень похоже. Единственный момент в том, что режиссёр всё же сделал постановку с учётом российского менталитета. Такжеу нас в планах под закрытие сезона сделать openair на площади перед зданием театра. Возможно, это будут не столько наши артисты, сколько музыканты Хабаровска. То есть и рок-группы, и джазовые коллективы. Возможно, это будет сразу после последнего спектакля, а может быть, и на следующий день.

Татьяна ЦВЕНГЕР.

Фото автора и Геннадия БУДНИКА

Выкрик: Наполняемость залов сейчас одинаковая по всей стране.

Справка: Премьера спектакля «Мата Хари» назначена на 19 июня. Спектакль был поставлен по пьесе «Глаза дня», написанной российским сценаристом Еленой Греминой. Изначально она была создана как сценарий для кинофильма.

Кстати:В июне с гастролями в Хабаровск приедет Бурятский театр оперы и балета. Артисты театра покажут балеты «В поисках синей птицы», «Талисман», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», а такжеоперу «Риголетто». Также в рамках программы «Театральная олимпиада — 2019 в ДФО» Хабаровск посетит Александринский театр (г. Санкт-Петербург) и представит спектакль «Женитьба».

АиФ №21

Сцена
Закулисье
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?