Юрий Вязанкин: Зеленая кошка, как фактор свободы. | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Юрий Вязанкин: Зеленая кошка, как фактор свободы.

Кошки – существа особенные, с одной стороны такие нежные, ласковые, а с другой – упрямые, свободолюбивые. Что у них на уме сам Бог, а скорее черт, не знает. Кошки бывают разные -маленькие и огромные, лысые и шерснастые, черные, белые, камышовые, черепаховые, а есть еще и зеленая. В международный день театра она завелась в Хабаровском Музыкальном театре.

3 апреля < 100 просмотров Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров. Зеленая кошка, как фактор свободы Кошки – существа особенные, с одной стороны такие нежные, ласковые, а с другой – упрямые, свободолюбивые. Что у них на уме сам Бог, а скорее черт, не знает. Кошки бывают разные -маленькие и огромные, лысые и шерснастые, черные, белые, камышовые, черепаховые, а есть еще и зеленая. В международный день театра она завелась в Хабаровском Музыкальном театре.

Стоит упомянуть, что первая дальневосточная «Зеленая кошка» родилась 101 год назад. Хабаровские художники — Павел Любарский, Петр Львов, Василий Граженский, Никтополион Наумов и Жан Плассе создали художественно-творческое объединение «Зеленая кошка. Все художники имели разные школы: кто-то был самоучка, как Наумов, кто-то имел за плечами Московскую или Санкт-петербургскую художественную школу. Кто-то изначально тяготел к импрессионизму, как Плассе, или к экспрессионизму как Любарский.

Хабаровская «Зеленая кошка» просуществовала два года. Позднее они, создали филиалы в Харбине и Чите, и в различных видах существовали вплоть до 1928 года.

У кошек, как известно, не меньше девяти жизней. Вот и зеленая получила вторую жизнь в 2003-м году в театре «Триада». В этом году в восьмой по счету принимают участие художники:

Елена Гнетова – художник Хабаровского театра драмы

Александр Горовой — художник-бутафор Хабаровского краевого музыкального театра

Сергей Ким – главный художник камерного театра «Триада»

Павел Оглуздин – главный художник Хабаровского ТЮЗа

Наталья Павлишина – главный художник Хабаровского театра кукол

Анастасия Ступина — художник-бутафор Хабаровского краевого музыкального театра

Наталья Сыздыкова – художник по костюмам Хабаровского краевого музыкального театра

Андрей Тен – главный художник Хабаровского краевого музыкального театра и Белого Театра.

Все это происходит на третьем этаже театра в рамках проекта «АРТпространство».

— На мой взгляд, театр должен притягивать разных творческих людей. Каждый настоящий художник –артист. Современный театр должен существовать, как культурный центр, объединяющий все категории зрителей, все категории работников культуры. Поэтому нормально, когда появляются в театрах арт-галлереи, различные музыкальные гостиные, кабаре, — рассказала Оксана Хрипун, выставки «Зеленая кошка», театровед, руководитель литературно-драматургической части Музыкального театра.

/Идея выставки, в которой принимают участие театральные дальневосточные художники, принадлежит Павлу Оглуздину, главному художнику Хабаровского Театра Юного Зрителя.

— Межрегиональная организация театральных художников была в 70-х прошлого тысячелетия. Такие выставки, как сейчас , организовывал Владимир Колтунов. Павел Оглуздин взял эту эстафету, вспомнил название «Зеленая кошка». Манифест этих художников-авангардистов как нельзя лучше совпал со настроениями , стремлениями хабаровских художников в 2003-м году. Были разные формы проведения этой выставки. В Год театра нас все чаще спрашивают: « Что вы, театральные деятели, хотите представить миру?» Мы хотим представить свое творчество, и надеемся, что творчество свободное… свободное от запретов, свободное от указаний, сводное от политических или мировоззренческих предпочтений, — сказала на открытии выставки Анна Шавгарова, театровед, театральный критик, кандидат исторических наук, руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа.

«Зеленая кошка, цвета изумруда, с мерцающими глазами, полными тайн премудрого Востока, Ты, Зеленая кошка. Будь нашей эмблемой, — говорилось в Манифесте художников-авангардистов 101 год назад. — Зовущие тебя, мы да не рабами будем тебе, силою знания твоего претворенные в мудрецов, будем мы свободными, равными тебе…»

-Есть ни нечто общее, объединяющее хабаровских художников, — спросил я у Павла Оглуздина.

— Приезжающие столичные критики и театроведы говорят, что «провинция» — понятие не географическое. Я считаю, что мы живем в глухой провинции. Люди не хотят ничем интересоваться, ничего не смотреть.. Посмотрите, что сегодня творится в Выставочном гзале краевого отделения союза художников Российской Федерации имени и Федотова! На выставке. посвященной столетию революции – огромные портреты героев Донбасса и портреты Сталина! Это что такое? И это 21- век!!!

-Неужели у нас ничего своего нет? Словно не было Хабаровска в то время…

-Были, конечно. Кто-то умер, кто-то уехал.

— В Хабаровске в то время была довольно мощная культурная жизнь!

— Та же «Зеленая кошка». И Бурлюк был с компанией. Их работы сегодня в Пушкинском музее.

-Сами себя делаем маргиналами?

-А разговариваешь с членами союза художников, так они коронами люстры задевают…

— Можно ли сегодня вызвать у человека катарсис, используя только изобразительные приемы? Или пробиться сквозь «духовный мазоль» можно только, используя синтетические формы?

— Театром только и современной музыкой

-А живопись?

-А с ней все очень плохо. Все стили изобразительного искусства, что были в Европе и Америке в двадцатом веке, все эти «измы», это был эволюционный путь, а у нас все это было запрещено. Поэтому у нас получился эволюционный тупик в развитии живописи. Сегодня изобразительное искусство в глубочайшем кризисе. Отстало и преподавание. На Западе все давно ушло вперед, — и способы преподавания, и технологии, и наработки….Даже приезжаешь в Корею, и понимаешь, что там с преподаванием живописи все в порядке…Все сделано для людей…а у нас…только одни крики, что в России лучшее преподавание живописи в мире. При все при этом при этом раньше у чиновников все-таки был вкус, сейчас же слошное хамство., агрессивная некомпетентность.

— Если вернуться к выставке. Все-таки, художники-эгоисты, а тут собрали всех в кучу. Нет ли в этой идее конфликта межу коллективизмом и индивидуализмом?

— Есть такая традиция. После каждого театрального сезона принято устраивать выставку театральных художников – кто что сделал за год, встретиться, себя показать и на других посмотреть.

— Я смотрю все театральные художники – странные. Все непьющие, глаза не мутные перегаром не воняет. Словно и не художники вовсе!

— Их столько спилось и спивается! Если есть возможность не выпить, значит, нужно не пить!

Юрий Вязанкин

P.S. В день открытия выставке стало известно, что художнику-постановщику Хабаровского краевого музыкального театра Наталье Сыздыковой присвоено почетное звание «Заслуженный художник Хабаровского края».

При подведении итогов ежегодного краевого конкурса в области театрального искусства отмечена работа художника Натальи Павлишиной за сценографическое решение спектакля «Клубочки моточки» (режиссер Константин Кучикин, Хабаровский театр кукол).

Фото: Андрей Тен, Виталий Судариков, Сергей Алексеев


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?