Владислав Титяев (tvladislove), блогер: «Чайка». Эволюция на сцене. Революция за кулисами | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Владислав Титяев (tvladislove), блогер: «Чайка». Эволюция на сцене. Революция за кулисами

Сходил вчера на премьеру «Чайки» в Краевой музыкальный театр. И, если прошлый отзыв был довольно сдержанный, то в этот раз я, пожалуй, напишу как есть. «Чайка» режиссеров Сергея Листопадова и Дарьи Пантелеевой лично для меня разделилась на собственно мюзикл, как самостоятельное художественное произведение, и мюзикл, как локальный культурный феномен.

Сходил вчера на премьеру «Чайки» в Краевой музыкальный театр. И, если прошлый отзыв был довольно сдержанный, то в этот раз я, пожалуй, напишу как есть. «Чайка» режиссеров Сергея Листопадова и Дарьи Пантелеевой лично для меня разделилась на собственно мюзикл, как самостоятельное художественное произведение, и мюзикл, как локальный культурный феномен.

Начнём со скучного. Я не люблю мюзикл, как жанр. Но при всей моей нелюбви, я знаю, что мюзиклы могут быть интересными, по крайней мере на киноэкране. Но это точно не история «Чайки». Не знаю сколько раз я засыпал и просыпался от очередного перепада громкости, но ничего не могу с собой поделать, в Музыкальном театре постоянно хочется спать. Но прогресс налицо: если на Цыганке и Бароне я благополучно проспал добрую половину первого акта, то на Чайке я просыпался каждые 10-15 минут, что, впрочем, не помешало уловить основной сюжет — он подан максимально просто в драматической части и в музыкальных номерах. Музыкальная составляющая также упрощена: все песни походили на перепев мотивов популярных шлягеров 80-90х годов. Здесь я заметил некоторые проблемы со звуком: были довольно заметные колебания громкости в рамках одного исполнения, также музыка иногда перекрывала вокалиста, из-за чего не было понятно слов. Декорации и костюмы. И вновь Андрей Тен (декорации) и Наталья Сыздыкова (костюмы) порадовали глаз оригинальным подходом к воплощению режиссерского замысла: начиная от гигантского скелета чайки и заканчивая костюмом клопа (он просто покорил моё сердце). И вот с этого момента мы уже можем наблюдать эволюцию формы. Минималистичные декорации (гастрольные ящики с реквизитом), которые не меняются на протяжении всего мюзикла, а лишь перемещаются актерами, создавая новые формы из одних и тех ящиков: вы просто оцените метафору! Все новое — лишь различные комбинации старого. Подтанцовка из тараканов, клопов и всех прочих обитателей кулис, подвалов и гримерок давно позабытых театров, как символ внутренних заскоков главных героев вызывает восторг. И здесь забавное наблюдение: увидев этих самых насекомых, я сначала подумал, что да! это тараканы у них в голове, но потом одёрнул себя мыслью: «Ну это же муз. театр, они не могли так смело о чеховских героях, слишком психологично». Что ж, я ошибался. И это было только начало смелых идей режиссёров. И здесь мы плавно подходим ко второй части обзора.

Вообще «Чайку» кратко можно охарактеризовать тремя словами: «Минимализм. Символы. Самоирония». И это будет справедливо. Почему-то сам мюзикл не хочется разбирать на детали, хочется отойти на несколько шагов и посмотреть на происходящее, как на картину, в буквальном смысле, как на огромный холст. И что же мы увидим?! Несмотря на кажущуюся простоту декораций, мюзикл наполнен (возможно, отчасти даже перегружен) символами, они повсюду, их можно и нужно читать и интерпретировать, более того сам факт существования именно этого спектакля именно в этом месте и именно в это время — это тоже мощный символ. В самом тексте пьесы, по которой поставлен мюзикл, Чехов иронизировал над устаревшими элементами театра и старыми формами, режиссёры подхватили эту мысли и раскрутили её ещё больше. Это ведь действительно проблема — театр зачастую очень закрыт, обособлен, находится в информационном вакууме и не желает меняться вместе со зрителем, не чувствует дух времени. Это проблема и Музыкального театра, на мой взгляд. Режиссеры Сергей Листопадов и Дарья Пантелеева понимают это, иронизируют об этом в «Чайке» и работают над хоть каким-то развитием. Пока что для современного зрителя вроде меня это выглядит всё также скучно и через чур академично, я вижу в этом промежуточный этап эволюции, как один из этапов развития он безусловно важен, но сам по себе мало интересен обывателю. Но то, что для обывателя выглядит, как всего лишь новая эволюционная ступень, для «олдфагов» и «ценителей» выглядит как «кровавая революция». (И они не случайно взяты в кавычках, речь здесь о людях, которые с годами утратили пластичность мышления и восприятия, и с огромным трудом принимают даже незначительные изменения).

После спектакля состоялось обсуждение, что тоже является новшеством (!!!) для Музыкального театра. Наблюдать за этим для меня было интереснее самого мюзикла, потому что это вскрывает проблемы и объясняет, почему я засыпаю в их театре. Очень долгое время это была консервативная площадка, не отходившая от традиционных канонов, заложенных ещё в советское время, со своими преданными работниками, со своей постоянной публикой и поклонниками. А мы прекрасно знаем как болезненно эта аудитория воспринимает любые изменения, неважно в какой сфере. Поэтому здесь любая попытка поменять хоть что-то отстаивается с кровью и потом. Это долгий и трудный процесс, который для Музыкального театра находится на начальном этапе. Что в итоге? В итоге всем не угодишь. Олдфаги, воспринимающие Музыкальный театр, как расширенная элитарная версия вечернего концерта по Первому, назовут «Чайку» безобразием и вообще не искусством, обыватели вроде меня ещё долго будут ходить мимо, а те, что зайдут, расскажут своим подписчикам, как это было скучно. Но глобально это не имеет значения. Диалог со зрителем начат, процесс запущен, теперь сменилось не только название, но и сам театр начинает меняться. А это самое главное.

Источник: https://www.instagram.com/p/BqzXAdkFlf_/?utm_source=ig_web_button_share_sheet


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?