Тургенев, Киркоров, хабаровчане и первая любовь | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Тургенев, Киркоров, хабаровчане и первая любовь

Прививают ли нам с детства любовь к классике? Часто ли наши родители, как бы невзначай восторгались прочитанным романом какого-нибудь великого отечественного классика? Часто ли наши дети видят нас с книжкой в руках, да еще и получающими удовольствие?

Многие, конечно, будут ссылаться на занудные школьные уроки литературы, после которых распоследний батан начинает мечтать о карьере футболиста в каком-нибудь лузерном провинциальном клубе. Бывает и такое.

Прививают ли нам с детства любовь к классике? Часто ли наши родители, как бы невзначай восторгались прочитанным романом какого-нибудь великого отечественного классика? Часто ли наши дети видят нас с книжкой в руках, да еще и получающими удовольствие?

Многие, конечно, будут ссылаться на занудные школьные уроки литературы, после которых распоследний батан начинает мечтать о карьере футболиста в каком-нибудь лузерном провинциальном клубе. Бывает и такое.

Прививают ли нам с детства любовь к классике? Часто ли наши родители, как бы невзначай восторгались прочитанным романом какого-нибудь великого отечественного классика? Часто ли наши дети видят нас с книжкой в руках, да еще и получающими удовольствие?

Многие, конечно, будут ссылаться на занудные школьные уроки литературы, после которых распоследний батан начинает мечтать о карьере футболиста в каком-нибудь лузерном провинциальном клубе. Бывает и такое.

При этом, пожалуй, не найдется ни одного человека, который бы считал, что классика вредна, непонятна, неактуальна сегодня.

Отношения с классикой, наверное, есть, но очень сложные, запутанные, полые клише и штампов, благодаря системе ну очень среднего образования: если поэт, то Пушкин, если наше все, то Пушкин, если война и мир, то Толстой. Изредка вспоминают Достоевского, про его и преступления, и наказания, а иногда и «Идиота», потому что название книжки прикольное.

Кто-то скажет, что время циничное, пустенькое, вот и люди такие. Бросьте, господа, как говаривал Воланд у Булгакова, люди не меняются, их только квартирный вопрос испортил.

В череде великих имен редко среднестатистические хабаровчане упоминают Тургенева. И зря. Для миллионов читателей всего мира Тургенев — прежде всего художник, заставивший вглядеться в неяркую красоту России, в «загадочную душу» русского человека.

Театр

В Хабаровском музыкальном театре весной этого года состоялась премьера мюзикла «Первая любовь» композитора Владимира Баскина по мотивам произведения Ивана Тургенева. Хабаровчане опередили не только российских коллег, но и самого Филиппа Киркорова, выкупив авторские права.

Спектакль получился хрустальным, сохранив и тургеневское слово, и хрустальную ясность, акварельность, тонкую поэтику прозы великого соотечественника.

Да это же русские луга летом, и даль, и туманы, и звенящая тишина, та Россия, которую мы, русские дальневосточники, и не знаем, и знать не можем за тысячи километров от исторической родины, но которая генетически, видимо, передается и живет сладкой болью где-то там, в самой глубине сердца.

И если с простыми зрителями все понятно: спектакль нравится или не нравится, то с людьми, создавшими это действо, не так все однозначно. В конце концов, посреди опереточных карамболин, перьев, бурлеска и канканов, вдруг – тургеневское слово, тургеневские смыслы.

Сергей Листопадов, художественный руководитель театра, режиссер спектакля

— Тургенев — это созерцательность чуть ли не японская, мы же сегодня….хотел сказать люди действа, но скорее люди суеты…

— При этом, часто бессмысленной….

— Тяжело было актерам работать над спектаклем?

-Им и сейчас тяжело. Конечно, жанр оперетты откладывает свой отпечаток. Импровизация в оперетте другая, нежели в обычном драматическом действе, приходится работать с более глубокими смыслами. В этом спектакле артисты выходят из зоны привычного комфорта, и для них это возможность профессионального роста, и у многих это получается.

— Спектакль о первой любви?

— Нормальный трезвый хороший опыт неудачной первой любви, как у каждого нормально человека на Земле. Хотя, наверняка, есть исключения. Но я таких людей не встречал.

— Было здорово, что в некоторых моментах актеры не «играли», а жили.

— Сейчас таких моментов стало больше. По моим ощущениям, в спектакле артисты стали себя комфорте чувствовать.

— Стоит ли сегодня дословно ставить классику?

— А зачем? Должна быть перемычка с современностью, нужно сделать так, чтобы на сцене были современные люди, при этом сохранив тему произведения. Люблю так выбирать материал, так, чтобы «билось» со мной, но при этом должен я четко себя осознавать современным человеком. Если это «бьется», значит, кому-то еще это будет интересно, значит, понимаю, как эту классическую тему буду транспонировать на современность, пусть даже таким простым приемом, когда мы привносим современников, которые постоянно существуют внутри тургеневского пространства. Порой звучит: «В этом ничего нет тургеневского!». А что вы под эти понимаете? Там такие же люди были, так же любили, также страдали, так же страдали . В то время так же были и извращенцы, и святые. Когда лень заниматься самообразованием, проще создать такую эстетскую корочку, и благодаря ей быть на плаву: я такой интеллектуал, я знаю кто такой Чехов, кто такой Тургенев.

— Этот писатель актуален сегодня?

— Мне у него понравилось, что первая любовь не преподнесена, как рафинированное нежное чувство. Это вполне современная житейская история… Молодая девица спуталась с мужиком взрослым, женатым, а его сын влюблен в нее

— Таких девиц называют путанами, только работают они бесплатно, так эротическая художественная самодеятельность. Если процитировать Исаака Бабаеля, то у этой тургеневской женщины «грибок внутри ходил живой, вонюченький»…

— Мы, конечно, имели это в виду, можно было поставить спектакль и жестче…

Татьяна Маслакова, народная артистка Российской Федерации

— Сложно ли было после оперетты — легкого жанра начать работать над тургеневскими образами?

— У меня уже был опыт работы в драматических спектаклях. Одно дело – современная драматургия, другое дело — классика. Были сложности со словом, с текстами. Режиссер от нас требовал, чтобы мы говорили проще. По ощущениям, по эмоциональному посылу, мы, конечно, ушли от оперетты. На мой взгляд, получилось что-то среднее между традиционным драматическим действом и музыкальным спектаклем. Здесь оперетту не сыграешь в любом случае. В оперетте – слезы-сопли, а в этом спектакле этого нет.

Мне интересно все новое. Оперетту мы сыграем всегда, а такой материал крайне редко встречается.

— После премьеры прошло больше полугода. В каком состоянии спектакль?

— На мой взгляд, в хорошем состояни. Репетиционный процесс – это зажатости, нащупывания, пробы, а когда спектакль начинает жить своей жизнью, тогда появляются новые краски, новые ощущения.

— Коллеги хулиганят?

— В этом спектакле особо не расхулиганишься! Может быть, есть некоторая свобода у массовки, у поклонников Зинаиды. Молодые люди всегда остаются молодыми людьми, неважно какой это век -19-й или 21-й.

— Какая трагедия, когда молодой человек проиграл в мужской конкуренции отцу!

— Цена за это, знаете, какая? Взросление.

— Сегодня возможна тургеневская любовь?

— Конечно, возможна. Времена меняются, а люди — нет

— Что люди унесут с собой после спектакля?

-Чистое, светлое и доброе…и таинственное….

Никита Туранов, исполнитель главной роли

— С какими сложностями, работая над тургеневским образом?

— Большая опасность уйти в детство. Моему герою 16 лет, мне – 25. Был такой период, когда играл почти Пиноккио, прямо мальчик-мальчик. Благо, что режиссер и опытнее коллеги какие-то манки подсказали. Почему мне проще всего? Потому что мне в этом спектакле не нужно ничего играть, сам себя и играю. Моя проблема заключается в том, что я не помню свою первую влюбленность.

Мой герой — мальчик Владимир — открыт для жизни, открыт для всего, и все, что с ним происходит, все это впервые. Впервые в жизни — влюбленность, предательство…Все это остро, ярко.

Есть, конечно, сложности. Мы артисты опереточные, перейти грань в простаковские или субреточные дела — по щелчку, называется. До прихода в театр главным режиссером Дарьи Пантелеевой, я был уверен, что мне интересна только оперетта.

Я в 16 лет начал работать в томском музыкальном театре, а там только оперетта шла. Я другого и не видел. Когда переехал в Хабаровск, снова в оперетту попал. Просил меня не ставить в «Сильву», туда меня и запихапли, я тогда чуть не умер со страха.

— 19-й и 21 век — два разных времени, два разных народа. Сложно ли было на себя эту «одежку» надевать?

— Мне -нет. Потому что мой персонаж находится вне времени.

— Как боролся с тургеневским текстом?

— Сложно было все это выучить. Предложения громадные, монологи длиннющие, фразы тянутся бесконечно долго. Я понимал смысл, но вложить в себя, почувствовать мышцами текст было сложно. Сейчас головой все осознано, мышцы поняли, чего им ждать. Нужно, чтобы темп речи был современным, и при этом донести тургеневский смыл до зрителя.

Недавно мы представляли этот спектакль для подростков 14-17 лет. Это был самый классный спектакль. Они ржали, они хлопали, такого не было на ни одном взрослом спектакле.

— Что для тебя Тургенев? Какой он?

— Я считаю, что этот тот самый обиженный на женщин мальчик, и в то же время в них же влюбленный мужчина…

Юрий Вязанкин

Кстати9 ноября – 200-летняя годовщина со дня рождения Ивана Тургенев. Эта дата признана одной из самых значимых в календаре России в этом году. Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева.

На 39-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение о включении в этом году юбилея Ивана Тургенева в Список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих значение для всего человечества.

Тургенев – первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Художественное мастерство Тургенева–романиста высоко ценили великие современники в России, Западной Европе, Америке. Тургенев заложил основы русского классического романа, явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире.


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?