«Хабаровский Музыкальный театр: Тургенев, Киркоров и хрусталь» | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

«Хабаровский Музыкальный театр: Тургенев, Киркоров и хрусталь»

Впечатления журналиста Юрия Вязанкина о Мировой премьере спектакля "Первая любовь":

«Удивительно! — подумалось, когда увидел на афише Музыкального театра надпись «по мотивам повести Ивана Тургенева».

В Хабаровском музыкальном театре представили музыкальный спектакль по произведению великого русского писателя.


Впечатления журналиста Юрия Вязанкина о Мировой премьере спектакля "Первая любовь":

«Удивительно! — подумалось, когда увидел на афише Музыкального театра надпись «по мотивам повести Ивана Тургенева».

В Хабаровском музыкальном театре представили музыкальный спектакль по произведению великого русского писателя.

«Удивительно! — подумалось, когда увидел на афише Музыкального театра  надпись «по мотивам повести Ивана Тургенева».  Мюзикл  композитора Владимира Баскина и автора либретто Евгения Муравьева «Первая любовь» первыми в России поставили хабаровчане. 

Впервые дебютировал в сорежиссерстве  любимец завсегдатаев театра  Сергей Буков. Ну и впервые жители дальневосточной столицы «перешли дорогу» поп-королю российской эстрады Филиппу Киркорову.

Экс-супруг Аллы Пугачевой пытался купить авторские права на одну из арий  из этого мюзикла. Не срослось. Эти права первыми купили хабаровчане.

Надо же, Тургенев! А получится ли? И получилось!  Это, конечно, не измена популярной, особенно у старшего поколения, такой легкой и фееричной оперетте, это попытка обрасти актерским «мясом», копнуть вглубь, заглянуть в такую сложную именно современную человеческую душу.

У всех была первая любовь, которая запоминается на всю жизнь, как правило, своей кратковременностью и порой даже трагичностью. На то она и классика, чтобы даже сквозь времена  находить точки, если не пространства актуальности.

Соперничество отца и сына архетипично, ему столько лет, сколько и человечеству. И трагедия, если побеждает старое и проигрывает молодое. Хотя есть ли в любви возрасты?

Проза Тургенева сама  по себе поэтична, а если добавить тему первой любви, то появляется невероятная тонкость, хрустальность. 

Волей невероятно талантливого художника Андрея Тена эта хрустальность была подчеркнута «стеклянной декорацией» — усадьбой, где все возвышенно, все прозрачно, как прозрачна жизнь главных героев – не скроешься, не спрячешься, и всякий обман будет виден. 

Оборотная сторона — почти пасторальные стожки. И можно было бы сказать: вот здесь земные страсти, если бы за ними не мерцали контуры хрустальной усадьбы…

И как озарение:  Ба! Да это же русские луга летом, и даль, и туманы, и звенящая тишина, та Россия, которую мы, русские дальневосточники, и не знаем, и знать не можем за тысячи километров от исторической родины, но которая генетически передается и живет сладкой болью где-то там, в самой глубине сердца.

Фраза, брошенная народной артисткой Российской Федерации Татьяной Маслаковой (персонаж — Марья Николаевна Лутовинова), такая интонационно верная, такая правильная, такая тургеневская, и пауза, а потом в сознании как вспышка — снова луга, туманы.

По этой повести когда-то в советское время был снят кинофильм, где роль Петра Васильевича Лутовинова, отца и соперника главного героя, исполнил Иннокентий Смоктуновский, сыграл жестко, если не жестоко. Было, конечно, смело взяться за эту роль. Но у безумно органичного заслуженного артиста Российской Федерации Дениса Желтоухова все получилось.

И непривычно несколько отстраненная манера «играть ничего не играя», не акцентируя на себя,  благородно давая волю партнерам по сцене, сделала свое дело. У него отец героя получился, как ни странно, человечным в своих страстях, более того, даже мудрым. Первая любовь красива, но недолговечна, как хрустальный бокал на тоненькой ножке. Любоваться можно, но использовать сложно в страстях таких земных, и это ли не ограждение сына от еще больших испытаний.

Пожалуй, стоит остановиться  на работе заслуженной артистки России Зоси Макашиной (княгиня Засекина, мать Зинаиды).  Ее игра – редкая по правде, по какому-то совершенно особому сценическому существованию на сцене. Появилась – все стало на свои места, все стало органично. Каждый элемент, каждый человек на сцене наполнился особой жизнью, словно погрузился в особою питательную среду.

Какой же мюзикл без танцев! Танцевальные прологи были поставлены блистательно балетмейстером Ольгой Козорез.  И та современность, та актуальность почти бесовок в начале спектакля, как ни странно, помогла войти в ткань тургеневского хрустального волшебства. «Так было интересно работать! В этом спектакле есть Слово», — поделилась Ольга Козорез с автором этих строк.

— Это такой эксперимент, когда мы попытались поиграться в мюзикл, — поделился Сергей Листопадов, режиссер спектакля и художественный руководитель Музыкального театра.  – Замысел был такой: чтобы с самого начала спектакля современники погружались в эпоху Тургенева. Все воспринимают балет как подтанцовку, а мы попытались сделать танцовщиков персонажами спектакля.

На этот спектакль обязательно нужно сходить, потому что и русская классика, и первая любовь,  и луга,  и туманы. «Как поют-то хорошо», — сказал в антракте восторженный зритель. Стоит согласиться: и поют замечательно!

Стоит отметить, что постановка в Хабаровском музыкальном театре посвящена 200-летию знаменитого писателя, поэта, драматурга и публициста Ивана Тургенева, которое будет осенью широко отмечаться в России.

Юрий Вязанкин

Фото Игоря Чуракова

Источник: Молодой дальневосточник XXI век


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?