Один в театре не воин… | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Один в театре не воин…

Совсем недавно разговор о художественном руководителе в нашем театре был насущно острым и отчасти набившим оскомину. Пока копья ломались, неожиданно пришел молодой, но уже опытный в театральном деле человек, не побоявшийся груза ответственности за такой большой в прямом смысле театр. Оказывается, смелость не только города берет, но и театры. Сергею Викторовичу Листопадову ее не занимать.

– Скажите, художественный руководитель – это первый человек на театре? Как Вы это понимаете?

– Это первый человек на театре… Первый в ответе за все, что происходит в этом доме. Главный режиссер – это первый человек в формировании репертуара, первый главный постановщик спектаклей, ответственный за творческую судьбу артистов. Как и первые главные: дирижер, балетмейстер, хормейстер, художник, у которых вокалисты, оркестр, балет и хор должны быть на должном уровне. Первый человек – директор театра. Это он создает условия для творчества, решает финансовые проблемы и не только… И последнее слово всегда за ним.

Совсем недавно разговор о художественном руководителе в нашем театре был насущно острым и отчасти набившим оскомину. Пока копья ломались, неожиданно пришел молодой, но уже опытный в театральном деле человек, не побоявшийся груза ответственности за такой большой в прямом смысле театр. Оказывается, смелость не только города берет, но и театры. Сергею Викторовичу Листопадову ее не занимать.

– Скажите, художественный руководитель – это первый человек на театре? Как Вы это понимаете?

– Это первый человек на театре… Первый в ответе за все, что происходит в этом доме. Главный режиссер – это первый человек в формировании репертуара, первый главный постановщик спектаклей, ответственный за творческую судьбу артистов. Как и первые главные: дирижер, балетмейстер, хормейстер, художник, у которых вокалисты, оркестр, балет и хор должны быть на должном уровне. Первый человек – директор театра. Это он создает условия для творчества, решает финансовые проблемы и не только… И последнее слово всегда за ним.

И между нами, первыми, должен быть сговор. Мы должны сговориться на берегу, учитывая интересы всех: руководителей, исполнителей, зрителей. Я помню, когда три новых человека – Кузнецов, Серов, Листопадов – пришли в театр в канун юбилея. Некогда было притираться, считаться со временем и должностными обязанностями. Мы делали общее дело и достойно встретили юбилей театра. Мне нравится такой стиль – работать командой. Я не приемлю ситуацию «лебедь, рак и щука».

– А кто несет ответственность за художественную программу?

– Художественный руководитель.

– Практически, заканчивается юбилейный сезон. Вы определись, в каком направлении будет двигаться наш театр, куда он будет шагать?

– Для себя четко понимаю – в театре нужен тренаж, постоянная учеба, чтобы держать артистов в тонусе. Нужен эксперимент в рамках грантовых историй. Хочу обрадовать театральных зрителей – мы выиграли грант на постановку спектакля «Спящая красавица» и уже в новом сезоне начнем работу над этим спектаклем. Это хороший финансовый и творческий стимул для театра. Что касается репертуарной политики, диапазон жанров в музыкальном театре разнообразный. Но склоняться к какому-то одному, будь то опера или мюзикл, – опасно. Все должно быть в гармонии. И еще очень важно не потерять того, что театр уже имеет: традиции, школу, актерские дарования, чтобы достойно продолжить его уникальную историю.

– Но если главный режиссер занимается новыми постановками, Вам это делать не обязательно?

– Не обязательно. По должностным обязанностям я могу этим не заниматься и в любое время отказаться. Но я люблю это дело – оно живое. Тем более что и режиссерский, и преподавательский опыт у меня есть.

– Сегодня по объективным причинам сложилась ситуация в театре, когда много времени занимают вводы новых артистов в старые спектакли. Порой технические вопросы мешают репетиционному процессу. А что еще будет нового в театре?

– Началась работа над приключенческим материалом «Одиссея капитана Блада». Музыку написал петербургский композитор Владимир Баскин. Это большой спектакль, и в нем участвует почти вся труппа театра. Режиссер-постановщик Алексей Серов параллельно с этим спектаклем работает еще и над современным материалом, мобильным, легким, бенефисным, который рассчитан на пять женских возрастных ролей. Не секрет, что подобрать такую пьесу для артисток, многие годы блиставших на хабаровской сцене, которых любят зрители, не просто. Завершена работа над восстановлением классической оперетты «Венские встречи». И зрителей, действительно, ожидает встреча с новым исполнителем главной роли – Роберто – Артуром Мухаметдиновым.

– Вашим дебютом в театре стала музыкальная сказка «День рождения кота Леопольда». А что дальше?

– Это будет новая версия водевиля «Ваш выстрел, мадам» по мотивам А.П. Чехова «Медведь». Уже закончена работа над либретто, с художником-постановщиком спектакля Натальей Сыздыковой мы уже много интересного придумали. В нашей постановочной команде балетмейстер — солистка балета Ольга Павленко, музыкальный руководитель Виталий Каракуз, главный хормейстер Александр Рыбков и хормейстер Александра Степаненко.

– Много разговоров вызвала недавняя премьера «Ночь измен, или Любовный покер». Причем не сколько среди зрителей (аншлаги тому доказательством), а среди творческих людей.

– С точки зрения экономической, этот спектакль театр выручил. У нас появились, пусть и небольшие, средства на постановки, потихонечку начали рассчитываться с долгами. Другой вопрос, если говорить об эстетике музыкального театра, надо быть осторожными – попса в нашем театре – это необычно, но необходимость обращения к этой музыке уже витает в воздухе. И мы попробовали!

– А как Вы будете решать проблему с кадрами?

– Через год мы наберем курс именно для нашего театра.

– Тем более, что есть блестящий опыт в прошлом…

– Причем полезный, если даже не все артисты свяжут свою творческую жизнь с хабаровский театром. Совсем скоро с народной артисткой Татьяной Маслаковой и ее студентами мы примем участие в фестивале «Будущее театральной России», если повезет, кого-то присмотрим. А летом поедем во Владивосток на выпускные и приемные экзамены. Мы уже знаем, кого мы оттуда привезем. Главное — быть в поиске.

– Заканчивается ваш первый сезон в театре. Вы столкнулись с разными трудностями, а сколько еще будет их впереди… Оглядываясь назад, о чем-нибудь сожалеете?

(Пауза).

– Я не то, чтоб пожалел, я вынужден был смириться с тем, чтобы идти на компромисс с самим собой… Мои убеждения не всегда совпадают с тем, что я вижу… Главное — понять, чем мы будем полезным друг другу. Наверное, в этом и заключается творческий процесс – научиться, как и в любви, смотреть в одну сторону.

 

Да любовь – это работа. Любовь к театру – вдвойне. Великие театральные мастера часто были едины в утверждении: главное – команда, один в театре не воин. Когда и постановщики, и исполнители заинтересованы и работают на одну задачу с удовольствием, азартом, интересом, тогда не будет проблем и с дисциплиной. Проверено.

 

Материал подготовила Тамара Бабурова


Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?