Газета «Приамурские ведомости» (ноябрь 2018 года) | Хабаровский краевой музыкальный театр: официальный сайт

Газета «Приамурские ведомости» (ноябрь 2018 года)

 

Нелли Ванзина: театр должен быть праздником!

В прошлом блистательная солистка балета, заслуженная артистка России Нелли Ванзина в театре (не поверите!) с 1959 года. Многие зрители, заранее выяснив, в каких спектаклях занята она, специально ходили на Нелли Михайловну. Между прочим, первый сольный номер Ванзиной на сцене  состоялся именно в «Сильве».

— Я, конечно, не застала «Сильву» 90-летней давности, — улыбается Нелли Михайловна. — Но и в мою бытность эту оперетту ставили наверное раз десять. Отлично помню, как мы её играли ещё в старом здании театра на улице Шевченко. И знаете, она не меняется! Вообще, надо умудриться, чтобы испортить «Сильву». Здесь и музыка прекрасная, и либретто. Крайний раз в нашем театре ставили эту оперетту 27 (!) лет назад. Её режиссером являлся заслуженный артист Украины Сергей Смеян. Вот с тех пор спектакль и живёт. За это время выросло ни одно новое поколение зрителей. А артисты с огромным удовольствием продолжают разыгрывать для публики историю любви певицы варьете Сильвы и Эдвина — офицера и аристократа.

«Гортеатр. Четверг, 14 октября. Открытие нового сезона. «Сильва». Начало ровно в 8 часов. Цены умеренные. Членам профсоюзов 50 % скидка». Такую афишу на улицах Хабаровска можно было увидеть осенью 1926 года. Ведь именно тогда появился на свет первый Дальневосточный пролетарский коллектив комической оперы.

Чуть позже его переименуют в театр музыкальной комедии. Ныне Хабаровский краевой музыкальный — один из старейших в стране и первый театр такого жанра отмечает своё 90-летие. И новый сезон, как и в далеком 1926-м, открывает нестареющая и горячо любимая многими поколениями зрителей оперетта Ирме Кальмана «Сильва».

— Хорошо помню «Сильву» начала 1990-х. Тогда княгиню играла несравненная Зеля Гим-Кислицына, князя — Игорь Желтоухов, а в роли Бонни блистал Валерий Хозяйчев… А кто сейчас занят в этой постановке?

— Игорь Евгеньевич до сих пор и довольно успешно справляется с ролью князя. Но состав артистов, конечно, за эти годы сильно изменился. Сильву в свое время играли и Зося Макашина (сейчас она княгиня), и Татьяна Мизерная, и ныне, увы, покойная Валентина Соловых. На премьере нового сезона в образе главной героини предстанет Ольга Головина. Есть у нас и ещё две Сильвы — Анна Иванилова и Эльвира Саниевская. Все они совершенно разные, но этим и интересны. В роли Эдвина Валентин Кравчук, а Бонни играет Никита Туранов.

— Нелли Михайловна, давайте теперь перейдём к вашей персоне. Слышал, что ваш отец работал администратором в театре музыкальной комедии. Получается, сам бог велел вам связать жизнь со сценой?

— Да, я была театральным ребенком — с раннего детства за кулисами болталась. Все оперетты знала почти наизусть, а особенно запал в душу «Вольный ветер». Читать начала очень рано — еще до школы, а с начальных классов всегда утренники вела. И танцевать тоже стала рано. И все это параллельно: танцевала, читала. В те годы, кстати, все поголовно болели фотографиями артистов. У меня коллекция собралась уникальная: подборки. Например, Самойлов во всех ролях, Тарасова, Серова… Училась я в Хабаровске в школе № 2, которая славилась олимпиадами. У нас были две знаменитости: Валя Пономарева (впоследствии известная певица. — Прим. авт.) и я. Валя пела, а я танцевала. Между этими олимпиадами мы едва попадали на уроки.

— Однако после окончания школы вы поступили в педучилище…

— Посоветовалась с мамой (папа к тому времени, к сожалению, ушёл из жизни) и решила выбрать профессию посерьезнее. Поступила на школьное отделение. Училась с удовольствием. Характер у меня заводной. На практике в школе мои детишки много танцевали и не хотели со мной расставаться. Могла наверное стать и учительницей, но судьба распорядилась иначе. Я ни дня не проработала в школе и сразу после сдачи госэкзаменов оказалась в театре. Дело в том, что в педучилище у нас был танцевальный кружок. Его вела заслуженная артистка РСФСР, великолепная характерная танцовщица музкомедии Ольга Петровна Грабовская. Вот она и привела меня в театр. И, как оказалось, на всю жизнь. Шёл 1959 год. В то время в музкомедии были очень сильные солисты балета, все со школой классической. А я из самодеятельности пришла. Приняли меня, конечно, свысока. Поставили в кордебалет на подтанцовки. Мой дебют на сцене состоялся в спектакле «Девичий переполох». Бегали мы там русскими красавицами в кокошниках, да русалками.

— А как скоро вас стали занимать в сольных номерах?

— Довольно скоро. Я была яркой внешне, фактура прекрасно подходила к характерным номерам. На меня обратил внимание очень хороший балетмейстер Эджубова. Первый мой сольный номер — цыганский танец в «Сильве». А потом меня заметил главный режиссер Леонид Ицков. И пошло-поехало… Все испанские, цыганские, негритянские танцы были мои. Так ведь и репертуар у нас в то время был какой! Мне с этим просто повезло. Тогда такие сольники ставили, которые не наскучивали публике годами. Это были номера с содержанием. Я такие страшно любила: если в танце есть мысль, есть взаимопонимания с партнером, актёрский материал. Танцевала я долго. Уже и пенсию балетную заработала, а сама всё ещё порхала по сцене. Закончила карьеру уже в 1980-х годах. Но с театра (куда же я без него?) не ушла и стала заниматься административной работой. Сейчас являюсь помощником директора.

— Наверняка, вы с ностальгией вспоминаете и гастроли. Ведь в те давние времена, о которых вы вспоминаете, театр музкомедии объездил практически всю страну…

— Это точно. Бывало, мы на гастролях пропадали по три-четыре месяца. Объездили весь Дальний Восток и Среднюю Азию, были в Прибалтике, Баку, Иркутске, Новосибирске, Томске, Москве, Ленинграде… И везде нас встречали на «ура». Считаю, что гастроли очень нужны. Артист отрывается от быта, театр оценивает себя со стороны. Театр должен ездить. Особенно такой как наш — единственный музыкальный на всём Дальнем Востоке. Жаль, что сейчас этого нет. Родной край мы, конечно, стараемся обслуживать, но вот о больших гастролях приходится лишь мечтать. Однако не будем о грустном.

— Коль мы заговорили о сегодняшнем дне театра, то хочется узнать: как вы планируете отмечать 90-летие?

— По этому случаю в театре будет праздничный концерт, который планируется на 2 декабря. Кстати, буквально на днях у нас наконец-то появился главный режиссер Алексей Серов, который в своё время руководил театрами в Новосибирске и Волгограде. Хабаровский зритель тоже знаком с его работами. Серов на сцене музыкального театра ставил «Подлинную историю поручика Ржевского» и «Севастопольский вальс». Сейчас главное, чтобы новый главный режиссер выстроил репертуар. Ведь привлечь публику можно только хорошим репертуаром и кассовыми спектаклями. Театр должен быть праздником. Знаете, какая у меня мечта? Чтобы в театре было как можно больше настоящих оперетт. Ведь из старых и любимых остались, пожалуй, только «Сильва», «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Цыган-премьер»…

— Нелли Михайловна, знаю, что  вы и сами ещё не прочь, как говорится, тряхнуть стариной…

— Я устраивала бенефис под названием «Hello, Нелли!»,  когда отмечала 70-летие. То же самое повторила спустя пять лет. Через два года мне исполнятся восемьдесят. Так что повод тряхнуть стариной у меня ещё будет. Сцена — она ведь на всю жизнь.

 

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ, еженедельная Общественно-политическая газета «Приамурские ведомости»

Сцена
Закулисье
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?